В Московском международном доме музыки (ММДМ) прошел вечер, посвященный 80-летию со дня рождения выдающегося дирижера Евгения Светланова.
Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) дирижировал Саулюс Сондецкис.
Звучала музыка Эрнеста Блоха, Исаака Альбениса и Евгения Светланова. Не исключено, что именно последнее обстоятельство помешало концерту стать серьезным музыкальным событием.
С момента кончины Евгения Светланова в 2002 году ни один московский сезон не обходился без посвященных его памяти программ. В них участвовали разные столичные оркестры.
Однако лишь два из них связаны со светлановским именем напрямую. Это Государственный академический симфонический оркестр, с которым Евгений Светланов работал в течение 35 лет и который с позапрошлого года носит имя этого дирижера.
И еще НФОР, пять лет назад дебютировавший с программой памяти Светланова в Большом зале Дома музыки, вскоре получившем название Светлановского.
С тех пор московский сезон этого оркестра по традиции начинается концертом – приношением Светланову. В нынешнем году, когда отмечается 80-летие со дня рождения маэстро, подобный вечер должен был стать особенно значительным. К сожалению, этому помешали выбор дирижера и не слишком удачно составленная программа.
Подобно многим крупным дирижерам, предававшимся в свободное время сочинительству, Светланов считал себя и композитором.
“Когда я писал свои воспоминания, у меня возникло впечатление, очень субъективное, что я прежде всего композитор. Я, без сомнения, уделил сочинению музыки намного меньше внимания, чем мне этого хотелось бы”,
– признавался он.
Состоявшийся концерт представил редкую возможность услышать произведения Светланова: вечер открыла Вторая рапсодия для оркестра (“Еврейская”). Некоторые эпизоды этого профессионально оркестрованного и образного сочинения хорошо бы прозвучали в кино. Но цельным и самостоятельным произведением рапсодию признать трудно.
Для создания еврейского колорита автор использовал лишь самые очевидные музыкальные средства. А когда дошло до фрейлехса, трудно было не вспомнить Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Моисея Вайнберга, умевших написать еврейский танец так, чтобы он, будучи узнаваемым, звучал все-таки небанально.
Дирижеру Саулюсу Сондецкису, светановскому ровеснику, словно не хватало воли, чтобы подчинить себе оркестр. Поэтому лучше прочего были лишь соло, выписанные Светлановым в изобилии.
Завершившая вечер Первая рапсодия для оркестра “Испанские картины” прозвучала существенно веселее своей предшественницы. Хотя, по сути дела, мало отличалась от нее. Например, где в одном произведении слышался типичный клезмер, в другом – типичное фламенко.
Злую шутку с составителями программы сыграло стремление во что бы то ни стало напомнить о Светланове-композиторе, в итоге обернувшееся демонстрацией не самой сильной стороны маэстро.
Если бы наряду с рапсодиями оркестр исполнил сочинения Чайковского или Рахманинова, зал с благодарностью вспомнил бы юбиляра, непревзойденного интерпретатора русской музыки.
Однако Еврейскую рапсодию дополнили музыкой Блоха, Испанскую – Альбенисом. И даже на фоне этих композиторов, достойных, но не первостепенных, музыка Светланова прозвучала малоубедительно.
Возможно, настоящее приношение маэстро впереди. В конце сентября в Москве открывается масштабный фестиваль “Светлановские недели”.
Илья Овчинников, “Газета”