Четыре новых спектакля – за один вечер. На сцене Мариинского театра их поставил знаменитый хореограф из Нидерландов Ханс ван Манен. Одну из главных партий он отдал Ульяне Лопаткиной.
Голландец одним из первых стал применять синтез академического и других направлений танца. Его стиль давно стал общепринятым. Но по словам Ханса ван Манена, «мы всегда будем находить, чем поражаться».
«Чистый балет» – так называют постановки нидерландского режиссера Ханса ван Манена. Он не пересказывает сюжет. Показывает красоту линий.
82-летний хореограф лично приезжал в Петербург, чтобы отобрать актеров для участия в премьере. Вне кастинга была только одна балерина – Ульяна Лопаткина. После первой репетиции ван Манен поблагодарил её за работу.
«Я была на седьмом небе от счастья, потому что ожидала критики, ожидала коррекции, ожидала недовольства, исправлений. Но удивительна для меня была такая рецензия мастера, который сказал: “Спасибо вам, мне было интересно”»,
– признается Ульяна Лопаткина.
Обычно на репетициях ван Манен довольно строг. Он сделал немало замечаний не только каждому артисту, но и всему коллективу.
«Все-таки, Мариинский театр – достаточно консервативный и в основном построен на классическом репертуаре, и есть некая чопорность и строгость в исполнении любой хореографии. И вот после первой репетиции он нам сказал, что вы слишком интеллигентные, вы слишком рафинированные, вам нужно быть более эмоциональными, более открытыми»,
– говорит солист балета Мариинского театра Юрий Смекалов.
Режиссера за кулисами даже прозвали «тираном», хоть и с приставкой «добродушный». Ханс ван Манен – поклонник Джорджа Баланчина – главным в балете считает эмоции.
«Я хочу видеть на сцене людей, а не роботов. Всегда существует проблема работы с новой балетной труппой, но артисты балета Мариинского театра меня сразу поняли! Подхватили мысль в полуслова! Они настолько хорошо подготовлены, настолько умны – что после нескольких репетиций – я понял: дальнейшую подготовку они могут вести без меня, с моими помощниками»,
– рассказывает хореограф.
Ван Манен создал более 120 авторских постановок. Четыре одноактных балета мастер привез в Россию.
Для петербургского фестиваля режиссер Ханс ван Манен – совместно с директором балета Мариинского театра – отобрал свои самые лучшие произведения, можно сказать, настоящие хиты, написанные балетмейстером в разные годы, начиная от 1970-го и завершая 2012-м.
Наполненный аргентинской страстью балет «Пять танго» на музыку Пьяццоллы уже 30 лет ставят в разных странах. Последняя работа «Вариация для двух пар» – тоже принесла успех. В прошлом году за эту постановку хореограф получил приз на престижном фестивале «Benois de la danse» как лучший балетмейстер. Зрители и критики оценили сложнейшую геометрию танца, созданного ван Маненом.