27 мая 2017 в Большом зале Московской консерватории прошел концерт русско-американской музыки.
Инициатором вечера стал композитор Игорь Райхельсон.
Идея, которую он попытался донести этой акцией, проста и очевидна: музыка — искусство, не имеющее границ, она выше политики, выше международных отношений, какой бы сложный период они ни переживали, музыка — воистину интернациональное и общечеловеческое явление.
Для иллюстрации этого тезиса он выбрал сочинения мастеров, чья жизнь — личная и творческая — развивалась по обе стороны Атлантики и, несмотря на весь драматизм ситуации, не разъединяла, а связывала народы.
Райхельсон проводит в Москве подобный концерт уже второй раз.
Первый состоялся в мае прошлого года. На нынешнем прозвучали произведения русских американцев Сергея Рахманинова и Игоря Стравинского, американцев с русскими корнями Джорджа Гершвина и Леонарда Бернстайна, наших современников Николая Левиновского и самого Райхельсона.
Звуковой контекст действа — истинно демократический, для самого широкого круга слушателей, практически для любых ушей. Ярко выраженный мелодизм и доступный гармонический язык, апеллирование не к рацио, а к душам и сердцам сидящих в зале, открытая эмоциональность — вот кредо вечера русско-американской музыки.
Его открыла увертюра «Слава!», посвященная когда-то Бернстайном еще одному русскому американцу — Мстиславу Ростроповичу. «Хулиганские», саркастические ритмы ни на минуту не давали усомниться в адресате посвящения.
Знаменитые рахманиновские «Вариации на тему Паганини», написанные классиком уже в эмиграции, воздушно, с особым блеском исполнил звездный киевлянин Вадим Холоденко. Оркестр «Новая Россия» под управлением американского маэстро Джона Аксельрода лихо сыграл задиристую «Сюиту № 2 для маленького оркестра» Стравинского.
С неменьшим драйвом прозвучала и Кубинская увертюра Гершвина, от пряных ритмов и гармоний которой было впору пуститься в пляс всем присутствующим.
Смысловым центром вечера стал альтовый концерт самого Игоря Райхельсона, где виртуозно солировала кореянка Юра Ли.
Пленительная медитативность в начале и игривая характерность в кульминациях, выпуклые динамические контрасты, сочный, «вкусный» мелодизм запоминающихся тем оставили неизгладимое впечатление. Эта музыка действительно «цепляет», к ней хочется возвращаться вновь и вновь.
Финал концерта еще больше подчеркнул его демократическую суть. На сцене «Новую Россию» сменил Биг-бэнд Игоря Бутмана.
Вместе с драйвовой скрипачкой Екатериной Асташовой маэстро зажигательно исполнил «Кармен-фантазию» Левиновского, соединившую бессмертные мелодии Жоржа Бизе и аромат джазовой импровизации.
Александр Матусевич, “Культура”