Давно ожидаемая премьера новой постановки оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» состоялась 15 февраля 2018 года на Исторической сцене Большого театра России. Дирижёр-постановщик – главный дирижёр Большого театра Туган Сохиев. Режиссёр-постановщик – главный режиссёр театра им. Е. Б. Вахтангова Римас Туминас.
Это третья в карьере Туминаса оперная постановка и вторая – в Большом театре. Обе с Туганом Сохиевым. Первой была «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича. Та же постановочная команда в лице хореографа-постановщика Анжелики Холиной, сценографа Адомаса Яцовского и художника по костюмам Марии Даниловой.
За последние десять с небольшим лет это третья постановка «Пиковой дамы» в Большом театре. До них «Пиковая дама» в постановке Леонида Баратова и сценографии Владимира Дмитриева продержалась на сцене Большого театра с 1944 года по март 2005 года. С 1964 года она шла в редакциях Бориса Покровского. Музыкальным руководителем постановки 1944 года был Александр Мелик-Пашаев.
За дирижёрским пультом «Пикововой…» стояли почти все самые именитые московские дирижёры (В алфавитном порядке): Одисссей Дмитриади, Альгис Жюрайтис, Дмитрий Китаенко, Александр Лазарев, Фуат Мансуров, Василий Небольсин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Борис Хайкин, Андрей Чистяков, Марк Эрмлер и другие.
В сентябре 2007 года на Новой сцене Большого театра (старая ремонтировалась ) появилась постановка Валерия Фокина, дирижёр – Михаил Плетнев, продержавшаяся до сентября 2013 года.
В феврале 2015 года состоялась премьера «Пиковой дамы» на Исторической сцене Большого театра. Режиссёр – Лев Додин, дирижёр – Михаил Юровский. Эта постановка выдержала только два пакета просмотров и была снята с репертуара.
Первый состав новой постановки я смотрел на пресс-показе 13 февраля, второй – 16 февраля. Общая режиссёрская концепция постановки – semi-stage – мне понравилась. Я давно уже сторонник таких постановок опер в противовес самоуправству и непониманию сути музыкального театра со стороны большинства драматических режиссёров, берущихся ставить оперу.
Что касается «Пиковой дамы», то слава Богу, здесь нет попыток приблизить Чайковского к Пушкину. Персонажи подчас стоят далеко друг от друга на обширной сцене Большого театра, и просто поют в зал, не имитируя общения действием. Такой концерт в костюмах. Для меня это предпочтительнее каких-либо режиссёрских кунштюков, рождающихся в болезненном воображении многих постановщиков.
Как всегда слабым местом драматических режиссёров в опере являются массовые сцены, с которыми им редко приходится сталкиваться в драматическом театре. В опере же массовых сцен гораздо больше, и они просто не знают, что им делать с массой хора и миманса, находящихся на сцене, что заметно и в этой постановке. Но я не фиксируюсь на этом. В общем, в новой постановке «Пиковой дамы» режиссура меня не раздражает и это сегодня уже много.
С точки зрения зрелищности наиболее интересно сделана сцена бала. Неплохо решена и органично вписалась в действие труппа итальянских уличных артистов. У них интермедия получилась с некоторым юмором.
Мне кажется излишне мрачными черно-серые цвета костюмов большинства действующих лиц, хора и миманса (художник по костюмам Мария Данилова). Насколько я помню, и Герман, и его окружение – офицеры. Графиня в Летнем саду спрашивает у Томского: «Кто этот офицер?» А здесь они одеты в мрачного черно-серого цвета цивильные сюртуки. Даже в сцене бала ярких платьев практически нет.
Мне нравится скупая и лаконичная сценография спектакля. Нет мелкодисперсного реализма в реквизите на сцене и в декорациях. Пара колонн с коринфским ордером в правой кулисе очень условны и просто обозначают общий стиль петербургского пространства. Левая кулиса – сплошная глухая каменная стена. В сцене бала стол со столовым хрусталем и люстрой над ним. В игорном доме в финале тоже стол, но игорный. Режиссёрски и сценографически спектакль получился стильным и убедительным.
Что касается вокальной стороны новой постановки, то оба состава более-менее ровны. Лирический тенор Юсифа Эйвазова (Герман) звучит красиво, но он не совсем подходит для партии драматического тенора, для амплуа которого она написана. Но при этом у него сложился неплохой ансамбль с Анной Нечаевой (Лиза), обладательницей мягкого сопрано.
Во втором составе голос Олега Долгова более драматичен, звучит ярче Эйвазова и ближе к требованиям партии. Ему под стать и более яркое сопрано Евгении Муравьевой (Лиза). Оба дня партию графа Томского хорошо пел Геворг Акобян. Но 16 февраля он был более зловещим.
В обоих составах партию Графини исполняет Лариса Дядькова. Она же пела ее в постановке Додина. Но здесь Дядькова более убедительна и драматически, и вокально в образе именно старухи и не пытается кокетничать с Германом.
Также в обоих составах Полину (Миловзора) исполняет Олеся Петрова, которой есть еще на чем поработать в вокальном плане.
Самыми лучшими в вокальном отношении в обоих составах были исполнители партии князя Елецкого – Игорь Головатенко (13 февраля) и Василий Ладюк (16 февраля). Оба спели свою партию по-своему, и оба безукоризненно.
А вот о дирижерской стороне новой постановки поговорить есть о чём. Чайковский сочинил «Пиковую даму» за 44 дня. Чтобы осуществить этот огромный труд Чайковский должен был работать в лихорадочном темпе. При этом он сам находился в крайне взнервленном состоянии, и это его состояние прорывается в партитуре «Пиковой дамы». Но это состояние композитора в интерпретации Сохиева никак на характер исполнения музыки не влияет.
Звучание оркестра абсолютно ровное – будто на сцене не происходит взрывов страстей. Но мы-то знаем, что страсти кипят, даже сводят с ума, приводят к самоубийствам. А у Сохиева в оркестре «морская тишь и счастливое плавание» (почти по Мендельсону), эмоции дремлют, и над оркестровой ямой расползается облако скуки. Особенно остро это ощущалось 13 февраля. 16 февраля звучание оркестра было более живым, но еще далеким до сопереживания. Может быть, таким образом, Сохиев поддерживал звуковой баланс между солистами и оркестром? Тогда объяснимо более яркое звучание оркестра со вторым составом.
В целом оркестр п/у Сохиева оказался самым невыразительным действующим лицом в этой постановке «Пиковой дамы». Но эта ситуация может быть изменена в любом спектакле и оценивается здесь и сейчас. В этом главная прелесть живых исполнений перед записями.
При всех критических замечаниях, новую постановку «Пиковой дамы» можно оставить в текущем репертуаре Большого театра. Тем более, что большинство замечаний относятся к вокальной части и посему поддаются корректировке в ходе любого спектакля.
Владимир Ойвин