Авторский вечер Сергея Михайловича Слонимского, состоявшийся в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии 20 февраля 2017 года, представил только две сферы творчества композитора — камерно-инструментальные и вокальные произведения, создававшиеся на протяжении последних трех десятилетий.
Вместе с тем именно они подчеркнули цельность мышления композитора. От них тянутся хорошо различимые нити к симфоническим и музыкально-театральным сочинениям — тщательный отбор художественных средств, в котором интеллект всегда господствует и торжествует, безупречные драматургические ясность и компактность, универсализм слухового опыта — вот, наверное, самые яркие качества стиля композитора, проявляющиеся во всех жанрах.
В то же время в камерных опусах неизбежно особенно высокое внимание к деталям — темброво-колористическим, фактурным, мелодическим. Именно они образуют тот мир, в котором внешние масштабы обратно пропорциональны его подлинному смысловому измерению.
Творческий взгляд композитора, острый и проницательный, моментально реагирует на все новые жизненные впечатления, видит их глубинную сущность. Отсюда — удивительная быстрота художественной реакции, в которой они тут же обретают свою художественную форму, законченную и рационально выверенную.
Инструментальные сочинения показали значительное разнообразие поисков автора в жанрах, на первый взгляд вовсе не располагающих к каким-либо экспериментам. В Трио памяти композитора Бориса Клюзнера открыто экспрессивный тон был подчинен упорядочивающей логике — две части сочинения одновременно и контрастировали, и дополняли друг друга (исполнители — А. Фенстер, В. Гаврюшев, И. Александров).
Скрипичная соната, часто исполняемая и хорошо известная слушательской аудитории, в этот вечер прозвучала в интерпретации Ч. Османова и А. Рубинова — ее внешняя сдержанность лишь усилила пронзительную эмоциональность сочинения.
Они же впервые представили публике легенду для скрипки и фортепиано «Песнь торжествующей любви» по новелле И. Тургенева, повествующей о жестокой и страшной истории взаимоотношений Фабия, Муция и Валерии, развернувшейся в Ферраре XVI века.
Завершил концерт Фортепианный квинтет, построенный на контрасте двух драматургических линий — углубленно-сумрачной, основанной на интенсивном тематическом развитии, и скерцозно-танцевальной, с утонченной фактурой и изысканным метроритмическим решением (исполнители — «Modus-квартет» и И. Александров).
Вокальные циклы (исполнители — М. Гаврилов, Д. Рябоконь, И. Шарапова) соединили разные поэтические миры — М. Цветаевой, А. Блока, Н. Некрасова, М. Лермонтова. Но все они имеют общую тему — это человеческая судьба, то смятая и разбитая войной («Внимая ужасам войны» — еще одна премьера вечера), то мечущаяся в поисках смысла жизни, то пытающаяся раствориться в плену бытия или вовсе исчезнуть, забыть саму себя раз и навсегда.
Образ человека в сочинениях Слонимского вообще почти никогда не бывает безмятежным и спокойным, он чаще воплощает динамику неустойчивости и поисков, даже если она скрыта где-то в глубине души.
Музыкальное искусство последних десятилетий уже давно находится в пространстве полной свободы выбора. Все испробовано и изобретено — подчас самые изощренные виды композиторской техники кажутся чем-то устаревшим и неактуальным.
Вместе с тем подлинные возможности и традиционных, и самых авангардистских приемов становятся ясными лишь тогда, когда их использование имеет определенную художественную мотивацию. Законы ладового и метроритмического мышления имеют неиссякаемый потенциал для творческого использования, иначе они исчерпали бы себя уже в Античности. В органичном союзе внешне абсолютно несходных траекторий музыкального мышления проявляется уникальность стиля Слонимского, его единство в диалоге с разными эпохами и традициями.
Андрей Денисов, “Музыкальный вестник”