Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского проводит Второй международный конкурс клавесинистов имени А. М. Волконского.
Он проходит в Конференц-зале и Рахманиновском зале консерватории с 27 января по 4 февраля 2013 года.
Международный конкурс клавесинистов учреждён Московской консерваторией в честь князя Андрея Михайловича Волконского (1933–2008), русского композитора, органиста, клавесиниста, знатока и пропагандиста старинного и современного репертуара, основателя существующего поныне ансамбля «Мадригал».
В жюри конкурса, председателем которого является профессор МГК Алексей Любимов, вошли профессор Королевской консерватории в Гааге дирижёр Патрик Айртон (Великобритания – Франция – Нидерланды); профессор Венского университета музыки и исполнительских искусств Вольфганг Глюкзам (Австрия); профессор консерватории им. Э. Сати в Париже Элизабет Жуайе (Австрия); профессор Высшей школы музыки в Кёльне Кетил Хаугсанд (Норвегия). Отечественную исполнительскую школу в жюри представляют доценты МГК Ольга Филиппова и Мария Успенская.
По результатам предварительного отбора по видеозаписям жюри в составе Алексея Любимова и Марии Успенской допустило к участию в первом туре 25 человек. Из них приехали для участия в конкурсных прослушиваниях молодые музыканты из России, Украины, Польши, Эстонии, Италии, Португалии, Франции, Венгрии, Японии, Латвии, Колумбии, Великобритании (всего 23 участника).
Первый тур состоялся в конференц-зале Московской консерватории 28 и 29 января 2013 года. Второй (31 января и 1 февраля) и третий (3 февраля) туры конкурса пройдут в Рахманиновском зале. Во второй тур прошли 13 участников. Заключительный концерт лауреатов состоится там же 4 февраля. Вход на все прослушивания конкурса свободный, а на концерт лауреатов – по бесплатным билетам.
30 января 2013 в конференц-зале консерватории состоялся брифинг, в котором приняли участие проректор по артистической деятельности Московской консерватории профессор Александр Бондурянский, профессора Алексей Любимов, Элизабет Жуайе, Кетил Хаугсанд и Вольфганг Глюкзам.
По словам Алексея Любимова, на второй тур жюри пропустило на одного человека больше, чем планировалось, чтобы к финалу дать большему числу конкурсантов показать себя в сложных программах, расширить поле отбора для финала.
Любимов отметил, что уровень нынешнего конкурса по крайней мере не ниже первого. Конечно, интересно, чтобы иностранные коллеги сравнили этот конкурс с другими, в которых они тоже присутствовали в жюри.
«Я считаю, что уровень подготовки участников конкурса очень высокий».
К. Хаугсанд тоже оценил уровень технической оснащенности конкурсантов как очень высокий. Вольфганг Глюкзам отметил большое разнообразие интерпретаций, что очень его порадовало как признак индивидуальности участников. Элизабет Жуайе сказала, что в мире клавесинных конкурсов не так много, как хотелось бы.
На вопрос, на каких инструментах играют конкурсанты, А. Любимов ответил:
«Музыка композиторов XVIII века исполняется на французских клавесинах фирмы Nagel, а XVII века – на итальянском клавесине из мастерской Neupert».
Он также пояснил, что в течение жизни клавесинист выступает на бесчисленном количестве инструментов разных моделей и конструкций и должен приспосабливаться к любому из них.
Сейчас на Западе много мастерских, выпускающих клавесины, всё больше инструментов появляется в частном владении. В московской консерватории пять двухмануальных инструментов, всего их более десяти. Два клавесина установлены в репетитории студенческого общежития Московской консерватории.
В этот же вечер 30 января в Рахманиновском зале состоялся концерт членов жюри клавесинного конкурса.