«Эра Григоровича» – абсолютно точное название для выставки, посвященной 90-летию Юрия Григоровича.
Она открылась в Театральном музее имени Бахрушина. И, действительно, отражает целую эпоху в истории балета, символом и двигателем которой стал выдающийся хореограф.
Это трудный и счастливый путь длиной в 70 лет. Его итоги – десятки спектаклей, поставленных на ведущих сценах России, Европы, Азии и вошедших в историю мировой хореографии под именем Григоровича.
И на этот раз Юрий Григорович уже привычно окружен вниманием.
Столпотворение журналистов, не отпускающих мастера непозволительно долго, признание коллег и друзей – за неделю до своего юбилея, легендарный хореограф не принимает поздравления, хоть и не верит в приметы, но принимает благодарность за свои труды, просто за себя. Принимает искренне, знает – есть за что.
«К этому моему юбилею осталось на сцене Большого театра осталось 11 спектаклей. Я доволен»,
– говорит Григорович.
Не в первый раз Бахрушинский музей устраивает выставку к юбилею Юрия Григоровича. Пять лет назад остановились на самых известных спектаклях.
На этот раз – прошлись по всем, и не только по балетам – портрет неутомимого, огненного, экспрессивного Грига – как называли его в театре – представили со всех ракурсов: летящие искры на репетиции, покой и счастье в глазах рядом с женой и музой, балериной Наталией Бессмертновой, и, конечно, его творения – афиши, костюмы, фото, напоминающие о том, как это было. Куратор выставки Ирина Гамула помнит премьерные показы «Раймонды».
Почти на всех снимках – первые составы исполнителей: Максимова, Бессмертнова, Васильев в легендарном «Спартаке». При всех несовершенствах старых фотографий – порыв, энергетика артистов, мощь Григоровича – все чувствуется.
«Ведь это было очень давно. Это было 60 лет тому назад. Я видел совершенно молодую поросль актеров, которые пришли и танцевали этот спектакль. Это было удивительно»,
– вспоминает Юрий Григорович.
Успех имели все спектакли Григоровича и, что самое интересное, до сих пор имеют. Их восстанавливает сам мастер – в этом году его балеты снова появились в Мариинском театре и в Большом.
Юрий Николаевич, как всегда, сам выбирает солистов и отсматривает каждое па. Как и несколько десятилетий назад, когда появилось словосочетание «Золотой век Григоровича».
Анна Галинская, Новости культуры