В концертном зале имени Чайковского накануне был продолжен популярный цикл просветительских концертов дирижёра Владимира Юровского. Вечер был посвящён образу Прометея – того самого титана, который стал первым мучеником, пожертвовавшим собой во имя человеческого рода, того, кто положил начало техническому прогрессу.
Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова сопровождал повествование о том, кто стал собирательным символом цивилизации.
Он похитил огонь у Гефеста, унеся его с Олимпа, и передал людям, которых сам же и создал – вылепил из земли, а потом поплатился за это. В историю древнего мифа о Прометее зал погружает дирижёр Владимир Юровский.
«Прометей – это такой всеохватывающий миф, который вместил в себя все существующие в человеческом сознании легенды»,
– объясняет Владимир Юровский.
О том, как менялся взгляд на образ сверхчеловека в мировой литературе, со сцены рассказывают Александр Филиппенко и Чулпан Хаматова. Так, например, у Гесиода Прометей представлен как хитрец и ремесленник, заслуженно наказанный, у Эсхила он – провидец и святой, жертвующий ради других собой. У Гёте, Байрона, Шелли Прометей не столько страдалец, сколько свободный творец.
«Очень обогащает меня – в первую очередь, знанием, опытом, эмоциями, расширяет мой кругозор. Я сама бы, в жизни обычной артистки, никогда к этому бы не притронулась, к сожалению»,
– признается Чулпан Хаматова.
Ещё один, на этот раз, музыкальный ликбез: Александр Скрябин, Ян Сибелиус, Сергей Танеев, Альбан Берг и Габриэль Форе – все эти композиторы в своём творчестве обращались к образу Прометея.
Известная певица Эллисон Белл ради «Прометея» прилетела из Австралии. Она исполнила главную вокальную партию в одноимённой музыкальной драме французского композитора Габриэля Форе. Говорит, что, прежде всего, её затронула история создания самой оперы.
«Я прочитала, что Форе поставил своего “Прометея” прямо в античном амфитеатре – тогда в представлении участвовали 800 человек! В день генеральной репетиции в декорации ударила молния, к счастью, все остались живы. Надеюсь, на этот раз обойдётся без гнева Зевса»,
– говорит сопрано Эллисон Белл (Великобритания).
Легенда о Прометее до сих пор вызывает неподдельный интерес. Об этом свидетельствует не только заполненный до отказа концертный зал имени Чайковского, но и то, что здесь в фойе, специально для зрителей, которые не успели приобрести билеты, устроили бесплатную прямую трансляцию.