Грандиозный Оперный бал традиционно устраивается каждую зиму в театре Semperoper Дрездена и продолжается в ночь с пятницы на субботу последней недели января.
Инициатором проведения этого уникального мероприятия стал Ханс-Йоахим Фрай, интендант Брукнерхауса в австрийском Линце. С января 2006 года он является Президентом Дрезденского Бала.
Гости Бала в Земперопер – это примерно две тысячи человек, остальные же становятся соучастниками танцевальной феерии на площади у главного входа здания. Там расположены мониторы, по которым ведется трансляция многочасового действа.
Прелюдией праздника стало торжественное вручение “Ключа от бала”, которым премьер-министр Саксонии Станислав Тиллич вместе с обер-бургомистром города и руководителями оргкомитета Бала открыли под звуки фанфар ворота Земперопер. В это же время начали прибывать vip гости, которые проходили по красной ковровой дорожке внутрь здания.
В ходе церемонии состоялось торжественное вручение саксонских “Орденов благодарности” Оперного бала, ежегодно присуждаемых Земперопер за выдающиеся заслуги в области культуры, спорта и политики.
Дрезденский оперный бал собирает представителей политической, артистической и бизнес-элиты не только Европы, но и других стран. В разные годы его почетными гостями были президент России Владимир Путин; королева Швеции Сильвия; актеры Кристофер Ли, Катрин Денев, Жерар Депардье.
Персонами Зимнего бала 2016 года стали известный дирижер и композитор Антон Лубченко; американская оперная дива, меццо-сопрано Джойс ДиДонато; певица из Германии Сара Коннор; звезды немецкого кино – Настасья Кински и Марио Адорф; аргентино-итальянский певец Семино Росси; театр танца кабаре “Лидо” (Париж), группа танцоров и ударников из Тайваня.
Из политиков можно было увидеть министра иностранных дел Омана Юсифа аль-Алави Абдулла, а также экс-президента Германии Кристиана Вульфа.
Делегацию российских гостей на Дрезденском балу представляли: заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, генеральный директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, художественный руководитель, директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» ((Москва) Ирина Герасимова.
Основу главной музыкальной части программы составило участие ведущих дрезденских коллективов – оркестра и хора Государственной Саксонской капеллы, а также капеллы мальчиков «Kreuzchor».
Панорама зрительской части Земперопер в тот вечер была необычной. Богато убранные ложи ярусов театра освещались спектром всевозможных ярких оттенков. В партере за специальными столиками сидели vip гости. Атмосфера праздника сложилась по-особому теплой и демократичной.
На заднем плане сцены располагался оркестр Дрезденской Штаатскапеллы, за пультом которого стоял российский дирижер и композитор Антон Лубченко. Прозвучали произведения Джоаккино Россини, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, Фредерика Лоу, Иоганна Штрауса, Дмитрия Шостаковича, Антонина Дворжака и Антона Лубченко.
Интригующим событием Дрезденского бала стала мировая премьера нового сочинения Антона Лубченко “Праздничная музыка для Дрездена” соч.94 (2015 г.).
Антон Лубченко:
«С Дрезденом связано не только мое новое произведение, но и год назад созданная «Праздничная хоральная токката для четырех роялей и трубы».
Она была посвящена юбилейному X Дрезденскому Балу и 25-летию объединения Германии. Но этому городу приятно посвящать музыку русскому композитору – ведь здесь творили свои сочинения Рахманинов и Шостакович. У Шостаковича есть музыка к фильму “Пять дней – пять ночей”, которая целиком адресована именно Дрездену. Кстати, свой Восьмой квартет он тоже писал здесь. Саксонский город связан с российской культурой, очень приятно быть продолжателем этой традиции.
Мне хотелось создать действительно праздничную музыку, чтобы она отражала сказочную атмосферу бала.
Произведение было заказано руководством оперного бала. Вышло оно, скорее симфоническое, нежели танцевальное.
Кстати, симфоничность фактуры подметили и музыканты оркестра, репетиционный процесс у нас потребовал несколько большее количество времени, чем планировалось изначально – партитура оказалась достаточно не простой.
В «Праздничной музыке» не обошлось без влияния обожаемого мной Курта Вайля. Вообще, во многом в своей музыке отталкиваюсь от концепции Курта Вайля, когда в едином музыкальном котле соединяются, казалось бы, несовместимые вещи. Некоторые называют это пестротой и разношёрстностью и поругивают за отсутствие вкуса.
Я для себя определил это, как “сознательный эклектизм”, идущий, пожалуй, параллельно с полистилистикой, но не пересекающийся с ней. В моей последней Седьмой симфонии, прозвучавшей не так давно в Линце на фестивале Брукнера, разнородность музыкального материала является самоцелью, попыткой обозначить мысль всеми музыкальными языками и символами.
И в этом небольшом произведении, которое представлено в программе нынешнего оперного бала, принцип смешения стилей также присутствует: от Вступления, немного в стиле “ампир” через Чарльстон (мой любимый жанр) с интонациями кабаре и клезмера к финальному Вальсу, который написан в абсолютно романтическом духе, продолжающий линию русских вальсов Глинки, Чайковского и Прокофьева.
В вальсе хотелось одновременно и такую мелодию найти запоминающуюся, чтобы её можно было легко напевать с бокалом шампанского в руках, и чтобы это была эмоционально, при этом, достаточно серьезная музыка».
Многочисленные пары девушек и юношей, свыше 100 дебютантов балета Земперопер, кружили под музыку финального Вальса. Оркестр Дрезденской Штаатскапеллы в руках маэстро Лубченко был предельно гибок и совершенен. Музыкантов коллектива вдохновила энергия молодого дирижера и его целеустремленность.
Антон Лубченко:
«Получить приглашение дирижировать оркестром Дрезденской Штаатскапеллы – это большая честь для любого молодого дирижёра.
Приятно, что этот коллектив, возглавляемый сегодня маэстро Тилеманном, помнит и русских музыкантов. За пультом старейшего немецкого коллектива в разное время стояли Кирилл Кондрашин, Курт Зандерлинг, Михаил Юровский, а также его сын – Владимир.
Оркестр, безусловно, уникальный, с великими исполнительскими традициями. Он, может быть не столь мобильный, как некоторые российские оркестры, но совершенно безупречный в плане интонационного строя, группы деревянных духовых».
Антон Лубченко уже не первый год участвует в роскошной программе Дрезденского Бала.
«Российскую культуру здесь очень высоко ценят, и в этом несомненная заслуга Ханса-Йоахима Фрая»,
– отмечает дирижер.
Антон Лубченко:
«Дрезденская Земперопер – уникальный театр, проведение в его стенах Зимнего Оперного Бала является превосходной идеей и символом музыкально-театральной Германии.
На этом балу можно встретить очень интересных людей. Сюда съезжаются известные деятели культуры, влиятельные политики, представители бизнес элиты. Это идеальное место для светского общения. И, кстати, благодаря тому, что Ханс-Йоахим Фрай теперь возглавляет и Брукнерхаус в Линце, дрезденский проект буквально зажил новой жизнью!
Многое из того, что он видит там у себя на площадке – перетекает затем в Дрезден. Так, в программе этого Бала принимает участие группа танцоров и ударников из Тайваня – эти артисты прошлой осенью грандиозно выступили в Линце на фестивале Брукнера. Мне также довелось “пройти через Линц” неоднократно, выступая как с оркестром Брукнерхауса, так и с коллективом Приморского театра оперы и балета (ныне – филиалом Мариинского театра). Творческие контакты с Хансом-Йоахимом Фраем у нас с каждым разом все больше укреплялись. Мы и в России делали вместе с ним разные творческие проекты.
В чём для меня творческий интерес дирижировать концертной программой бала – это возможность сделать что-то принципиально другое. В основном мои программы состоят из музыки Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и Чайковского – серьёзной музыки, зачастую – очень драматичной. А здесь есть возможность небольшого флирта – поиграть Россини, Штрауса, Верди, Лоу.
Кроме того, это для меня ещё и своего рода марафон, постоянно требующий мгновенных переключений: программа соткана таким образом, что нужно постоянно перемещаться от Вагнера к Россини, затем от Дворжака к Лоу, от Шостаковича к Верди, от Штрауса к Лубченко… Очень интересно попробовать себя в такой музыке и немножко отвести душу. Приятно дарить на сцене людям праздник!”
По окончании Бала его главный дирижер Антон Лубченко поделился своими ближайшими творческими планами:
«Следующие несколько месяцев я проведу в Санкт-Петербурге, где у меня предстоит ряд важных проектов. В числе ближайших выступлений – спектакль «Мазепа» в Мариинском театре.
Это моя любимая опера Петра Ильича Чайковского, одна из лучших постановок Мариинского театра, на мой взгляд. Приглашение Валерия Гергиева выступить именно с этой оперой для меня очень ответственно: ещё учеником школы я много раз смотрел смотрел этот спектакль, когда дирижировал сам маэстро.
Также, ещё один проект, в котором я занят как композитор и дирижёр, связан у меня с Петербургом. Сейчас на Ленфильме ведётся работа над большим проектом, который пока имеет рабочее название «Ленинградский вальс». Съемки фильма будут происходить при содействии Фонда кино под патронажем Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Картина посвящается юбилею Блокады. Очень рад возможности серьёзно поработать, написать музыку для симфонического оркестра, с большим количеством лейт-образов, так, как создавалась музыка к кино в старые добрые времена. Во всяком случае, и руководство Ленфильма, и режиссёр Александр Касаткин ставит именно такую задачу.
Кроме того, год проходит под знаком юбилея Сергея Прокофьева. В свет выйдет полная запись оперы «Повесть о настоящем человеке». Мы записали это грандиозное сочинение с солистами, хором и оркестром Приморского театра оперы и балета год назад во Владивостоке.
Сейчас над этим проектом будут заниматься специалисты Санкт-Петербургской студии грамзаписи. Мы ведём переговоры с различными дистрибьютерами, но я точно убежден, что эта запись достойна своего существования и внимания поклонников оперного искусства».
Виктор Александров, Дрезден (Германия), ClassicalMusicNews.Ru