«Очарованный странник» Родиона Щедрина вернулся на Мариинскую сцену.
В Концертном зале Мариинского театра после сравнительно продолжительного перерыва возобновили сценическую постановку оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по одноимённой повести Николая Лескова.
Это сочинение композитор написал в конце 2002 года. Идею создания подсказал всемирно известный дирижёр Лорин Маазель. «Очарованный странник» был написан по заказу Нью-Йоркской филармонии как опера, предназначенная только для концертного исполнения. Мировая премьера состоялась в нью-йоркском Эвери Фишер Холле и прошла с колоссальным успехом.
С не меньшим триумфом встречали оперу Щедрина и на российской премьере в Концертном зале Мариинского театра летом 2007 года. А спустя год, на той же сцене состоялась сценическая версия «Очарованного странника» петербургского режиссера Алексея Степанюка в тандеме с художником-постановщиком Александром Орловым, художником по костюмам Ириной Чередниковой. Световое оформление спектакля осуществил Евгений Ганзбург.
Родион Щедрин в очередной раз рад видеть своё сочинение на российской сцене в режиссуре Алексея Степанюка.
Родион Щедрин:
«Это один из моих самых любимых писателей, самых досточтимых. Если мне хочется просто прочесть великую литературу, я открываю Лескова, Гоголя, Пушкина.
Ну а что касается «Очарованного странника», у него множество великих повестей, романов. Но это один из самых-самых, по-моему, необыкновенных. Сюжет острейший, трагический, насквозь-насквозь русский по всей ментальности, по той самой загадочной русской душе, о которой столько говорят. Так что насквозь оперный сюжет».
Композитор несколько видоизменил сюжет повести. Он сократил число героев, оставив лишь троих – Ивана Флягина, цыганку Грушу и Князя. Это было сделано для того, чтобы сакцентировать внимание слушателей на развитии сюжета.
Трагическая история монастырского послушника, бывшего знатока лошадей Ивана Северьяновича Флягина может рассматриваться как своеобразное Житие. Известный писатель Соломон Волков воспринял эту оперу
«как актуальный взгляд на фундаментальные свойства русского характера. Получилась опера-притча, опера-легенда, серьёзная и глубокая попытка разобраться в так называемой тайне русской души».
В самом деле, схожесть этой оперы с ораторией весьма очевидна: солисты являются одновременно и рассказчиками, и главными действующими лицами. Удивительной натуры был Иван Северьянович, послушник Валаамского монастыря: вроде бы в нём есть глубокая вера, искреннее сострадание и в то же время необузданная грубая сила, граничащая с жестокостью.
Роль загадочного странника вот уже много лет исполняет оперный бас Мариинки Сергей Алексашкин. Он необычайно вжился в мир своего героя.
Сергей Алексашкин:
«Я до сих пор поражен тем, как можно было огромную повесть с немыслимым количеством событий вместить в такую довольно компактную оперу. Родиону Щедрину это особенно удалось.
Для меня эта опера стоит особняком. Я пою каждый новый спектакль со дня премьеры, еще раз находя новые краски и настроения. Настолько это бесконечная и безразмерная партия, требующая колоссальных усилий от певца.
Образ Ивана Северьяновича очень противоречивый. Я лично представляю его большим ранимым ребёнком. Флягин проходит массу испытаний, не минуя татарского плена. И в какой последовательности это описано у Лескова и выражено в музыке Щедрина. В общем, действительно, Иван – моленый сын… И то, что, судьба уготовила ему такую нелёгкую долю отнюдь не парадоксально.
Столько он претерпел и физических, и моральных унижений, и всего прочего: и в полицию попадал, и в тюрьме сидел – человек, который, действительно много чего повидал…
Я очень доволен постановкой «Очарованного странника» в пространстве Концертного зала Мариинского театра. Мне кажется, режиссер спектакля Алексей Степанюк нашел необходимую атмосферу, зацепил ту струну, которая и должна звучать именно в этой опере.»
В премьерных спектаклях теноровую партию исполняли Евгений Акимов и Андрей Попов. Не так давно в этой партии занят один из солистов хора Мариинского театра Артем Мелихов.
Певец мастерски справился со сложной вокальной тесситурой, поочередно играя то Засеченного монаха, то Князя, то Магнетизёра, то Старика в лесу.
Музыкальная драматургия оперы пронизана русской православной мелодикой, начиная с перезвона колоколов, задающих атмосферу этого задумчивого действа. В партитуре композитор использовал необычайно многообразную инструментальную колористику: органично сочетаются здесь и колокольные звоны, и традиции знаменного распева, женские плачи (в старину на Руси в деревнях были профессиональные плакальщицы), пастушьи рожки (композитор вспоминает здесь своё детство – импровизированные переклички рожков деревенских пастухов в утреннем тумане через реку двух заливных лугов).
В опере использованы традиции русских пьяных и татарских военных песен, и наконец, занимавшее существенное место в русской музыкальной культуре XIX века – цыганское пение под аккомпанемент гитар.
Партию цыганки Грушеньки блестяще сыграла солистка Мариинского театра Кристина Капустинская.
Родион Щедрин:
«Грушенька исключительной яркости, выпуклости, жизненности и трагизма образ. Да, это и жертва страстей, и жертва обстоятельств, и жертва рабства, которому она принадлежала. Ведь Князь купил её за пятьдесят тысяч рублей золотом у цыганского табора. Так что, мне кажется, такого поразительного женского образа в русской литературе просто и не найти».
Для Кристины Капустинской эта роль стала знаковой в репертуаре труппы. Каждый раз она играет свою героиню по-новому.
Кристина Капустинская:
«Я думаю, что для меццо-сопрано цыганская душа это вторая, наверное, душа, потому что очень много для певицы предоставляется возможностей почувствовать себя цыганкой, и особенно если меццо-сопрано ещё обладает каким-то таким темпераментом, то это всегда очень близко».
Режиссер спектакля Алексей Степанюк, в мариинском активе которого не одна опера Родиона Щедрина, доволен «Очарованным странником» – спектаклем мистической судьбы…
Алексей Степанюк:
«Для меня это парадокс и какое-то волшебство, потому что это один из немногих, а может быть, и единственный спектакль, который идет уже шесть лет. И каждый из спектаклей делается не то, что лучше, он делается значительнее и масштабнее.
Какие-то находятся нюансы, и каждая мелочь добавляет в этот масштаб все большую груду золота, груду бриллианта, необходимого зрительному залу. Мы тщательно репетируем, так же как готовим и другие спектакли, но видимо в этом присутствует какая-то загадка.
И, конечно же, прежде всего, это загадка кроется в музыке Родиона Щедрина, которую я впервые услышав в записи шесть лет назад, понял, что мне не миновать этой постановки! Сделать можно все, но по-разному!
Я за долгие годы моего творческого сотрудничества с труппой Мариинского театра уже наловчился делать многое. Но бывает и такое, что многое делается, доставая до небес, а иногда, и ходя по земле, так это хорошо, твердо, но на земле. И вот сегодня еще один шажочек был сделан туда ввысь…»
Валерий Гергиев вместе с хором и оркестром сотворили настоящее музыкальное чудо! Ведь хор в этой опере неотъемлемый участник действа, становится настоящей, монолитной звуковой массой.
Маэстро Гергиев убежден, что «Очарованный странник» стал одним из ключевых спектаклей начала нынешнего столетия и до сих пор вызывает бурю эмоций у публики из разных уголков земли.
Валерий Гергиев:
«Мне кажется удивительной эта постановка. Концертный зал Мариинского театра потрясающе раскрывает богатства партитуры, хоровое звучание изумляет, выдающиеся артисты на сцене. Я чувствую себя очень привилегированным, удачливым музыкантом, имея опыт возможности исполнения произведений живущих композиторов среди нас. И многие из них звучали впервые под моим управлением.
Это относится, прежде всего, к Родиону Константиновичу Щедрину, Софие Асгатовне Губайдулиной, Гие Канчели, в прошлом – к Борису Чайковскому и Карэну Хачатуряну.
Я считаю «Очарованный странник» украшением репертуара Мариинского театра. Далеко не каждый крупный театр мира может похвастаться тем, что на протяжении чуть ли не десяти сезонов идут оперы, только что написанные. Это оперы XXI столетия, собирающие огромное количество публики. Мы показали этот спектакль в Нью-Йорке, Стокгольме, Риге, Хельсинки, Казани, Вильнюсе и Париже. Все-таки, у него сложилась очень богатая биография!
Везде реакция публики была, граничащая с изумлением. Это не просто такой горячий прием, ошеломительный успех, большая динамика, крепкие арии и яркие голоса… Отнюдь нет! Это такой духовный опыт, который трудно сравнивать с чем-либо вот так сразу! Это совершенно особая ниша в истории уже современной оперы.
С одной стороны, опера «Очарованный странник» написана Родионом Щедриным для концертного исполнения, а с другой – великолепно принимает одежду спектакля и на сцене либо Концертного зала, либо оперного театра. Все грани стёрты, поэтому я очень счастлив, что такой опыт сложился столь удачным».
Виктор Александров, Санкт- Петербург, ClassicalMusicNews.Ru