Великая опера Моцарта впервые на самарской сцене.
Одна из самых известных опер в мире «Волшебная флейта» – истинное торжество музыки. По прошествии более двух веков с момента ее создания мало кого уже интересуют отголоски масонского заговора, присутствующие в сюжете. Впрочем, в постановке Самарского академического театра оперы и балета мы видим и каменные пирамиды, и символ «вольных каменщиков» -всевидящее око. Но мы можем и не замечать этих не скрытых символов.
Режиссер-постановщик оперы, а также автор сценографии, костюмов и светового решения Михаил Панджавидзе придает осмысленность абсурдному сюжету, помещая его на сцену домашнего театра зажиточной немецкой семьи. Это объясняет и изобилие нелепых разномастных чудес (дань моде того времени на феерии, полные экзотики), и фабульные нестыковки, и карикатурность оперных костюмов, и аляповатость картинок волшебного леса в лучших традициях фотообоев.
В этой постановке все перевернуто с ног на голову. Зрители сидят на сцене (словно наблюдая за домашним спектаклем в роли гостей), артисты разыгрывают действие в зрительном зале. Оркестр размещен за огромной елью, расположенной по центру зала. Да, она настолько большая, что в ее ветвях может укрыться целый оркестр, включая дирижера Евгения Хохлова.
Яркое оформление и комические сценки делают эту оперу хорошим вариантом для семейного просмотра.
А золотые арии мирового репертуара в исполнении Ирины Янцевой, Татьяны Гайворонской, заслуженного артиста России Андрея Антонова, Георгия Цветкова, Анатолия Невдаха и других превращают этот поход в театр в незабываемую встречу с прекрасным.
Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик оперы «Волшебная флейта»:
“Мое мнение по поводу «Волшебной флейты» полностью совпадает с мнением Петра Ильича Чайковского: «Никогда более гениальной музыки не было написано на более бессмысленный сюжет». Мы используем дворцовый интерьер нашего Малого зала. Решили вспомнить, как это бывало во времена Моцарта, когда во дворцах и усадьбах разыгрывались домашние спектакли с участием членов семьи и гостей.
Само произведение очень патриархальное, домашнее, семейное. В привычном понимании это не классическая постановка, но и не постмодернизм – я не делаю перенесения и актуализации. Для меня «Волшебная флейта» – по определению радостное произведение. Я ставил перед собой задачу воспроизвести доброту и теплоту, которые заложены в нем, чтобы людям стало немножко теплее в канун Нового года и Рождества.”
Маргарита Прасковьина, sgpress.ru