В Финской национальной опере прошли премьерные спектакли «Носа» Шостаковича в постановке Петера Штайна.
Первая опера Шостаковича «Нос», написанная им в 22 года, положила начало фантасмагорической истории постановок его произведений. Балет «Болт» был изгнан из репертуара Ленинградского оперного сразу же после премьеры. «Золотой век» продержался в нём около года. «Нос» был отправлен в отставку после 16 спектаклей.
Новаторские сочинения молодого композитора не пересекались с вкусами партийной элиты и её предводителя. Пробиться к публике они смогли лишь десятки лет спустя, слишком очевидными казались аллюзии, слишком острым гоголевский сюжет.
«Нос» был поставлен дважды: в 1974 году Борисом Покровским на сцене Московского камерного, в 2004 — Александровым и Гергиевым в Мариинке. В западных театрах опера появилась уже в начале 60-х после публикации партитуры в издательстве Universal Edition.
Обращение Петера Штайна к «Носу» — закономерная случайность. Ознакомившись с партитурой Шостаковича, он был поражён мощью, разнообразием и возможностями этой музыки, позволяющей выразить гораздо больше, чем заложено в гоголевском сюжете. Приступая к постановке оперы в Цюрихе, а после и в Хельсинки, он вряд ли руководствовался режиссёрскими находками Мейерхольда в «Ревизоре», так впечатлившими когда-то композитора.
Штайн — преданный апологет системы Станиславского, считающий, что влияние Мейерхольда на Шостаковича несколько гиперболизировано.
Несмотря на экстремальную сложность многих вокальных партий артисты финской оперы работали над постановкой с упоением. Помимо 32 финских певцов в премьерных спектаклях участвуют и российские артисты: Владимир Самсонов, Леонид Бомштейн, Алексей Сулимов. Им несложно найти общий язык с дирижёром Михаэлем Гюттлером (Michael Güttler), длительное время сотрудничавшего с Мариинским оперным театром.