В рамках Дней культуры Вьетнама в России 2014 в Большом зале Московской консерватории 14 сентября состоялся концерт Национального вьетнамского симфонического оркестра (НВСО).
За дирижёрским пультом стоял его художественный руководитель и главный дирижер Хонна Тетсуджи (Япония), который, собрал и воспитал нынешний состав оркестра.
Сразу оговорюсь, что критерии оценки будут достаточно жесткими, поскольку речь идет о концерте в прославленном Большом зале Московской консерватории, чьи стены хранят память почти обо всех великих музыкантах ХХ века, выступавших на его сцене. Их тени не позволяют добросовестному критику снижать критерии.
Тем не менее, справедливости ради приходится констатировать, что в последнее время на сцене БЗК иногда выступают такие российские оркестры и дирижёры, которые по своему профессиональному уровню этого права не имеют.
Национальный вьетнамский симфонический оркестр был основан в 1959 году и был частью Симфонического оркестра оперы и балета. В 1984 году он получил самостоятельность и свое нынешнее название. Оркестр дает более пятидесяти концертов в год.
С НВСО регулярно выступают широко известные дирижёры и солисты. В репертуар оркестра входят как сочинения из сокровищницы мирового музыкального искусства, так и произведения современных авторов, в том числе и вьетнамских. В 2012 году НВСО совершил гастрольное турне по США, в рамках которого выступил в Carnegie Hall (Нью-Йорк) и в Boston Symphony Hall, посетил Лаос и Камбоджу. В прошлом году состоялись гастроли оркестра в Италии и Японии. В 2012 году НВСО закончил запись всех симфоний Густава Малера, которая длилась пять лет.
НВСО впервые приехал в Россию. В ходе настоящих гастролей оркестр выступил в Москве и Санкт-Петербурге. В программу московского концерта вошли: пьеса для симфонического оркестра «Чо Мот» До Хонг Куана и Концерт для скрипки с оркестром Фам Минь Тханя (солист – Ле Хоаи Нам). Во втором отделении была исполнена Симфония № 12 «1917-й год» Дмитрия Шостаковича.
Перед началом концерта оркестр исполнил государственные гимны России и Вьетнама. Уже по исполнению гимнов можно было отметить весьма неплохое звучание оркестра, частности, группы медных духовых.
«Чо Мот» как сочинение вызвала определенный интерес. В ней вполне органично соединились классическая европейская традиция и характерные для вьетнамской национальной оперетты гармонический язык и ритмы. Но в целом это архаичная музыка советского разлива середины ХХ века.
Учился-то автор в Московской консерватории у профессора Альберта Лемана – заведующего кафедрой композиции, весьма консервативного в своем творчестве, но, тем не менее, в числе учеников которого были такие разные композиторы как София Губайдулина, Михаил Еромолаев-Коллонтай, Глеб Седельников и др.
Фам Минь Тхань в своем скрипичном концерте тоже стремиться сочетать вьетнамскую музыкальную традицию с европейской, но это получается у него не слишком органично. Структура концерта получилась какая-то рваная, кусочная, фрагменты которой не очень сочетаются между собой. Есть виртуозные фрагменты на радость исполнителя.
Хотя отдельные фрагменты сами по себе и небезынтересны, но в целое не складываются. Солист Ле Хоаи Нам справился со своей партией весьма неплохо, успешно исполнив все виртуозные пассажи. Временами его скрипке не хватало громкости, чтобы пробиться сквозь tutti оркестра, но это уже скорее претензии к дирижёру.
Одна из присутствовавших на концерте музыкальных критиков, которую я в антракте спросил о впечатлении от услышанной музыки, менее критично, нежели я, и даже положительно оценила оба сочинения.
Наилучшим достижением оркестра в этом концерте стало исполнение Двенадцатой симфонии Шостаковича. Оркестр звучал хорошо, баланс внутри групп был приемлемый – пестроты не было слышно, у струнных был одинаковый штрих. Медные духовые звучали вполне чисто и стройно. Неплохо показал себя литаврист и вообще группа ударных. Наиболее удалась вторая часть «В Разливе».
В других частях не хватало присущей Шостаковичу остроты звучания. Казалось бы, текст произнесен точно, но музыки в этом было явно недостаточно. Тут, видимо, сработал восточный менталитет и дирижёра, и оркестрантов, несмотря на то, что многие из них получили образование в российских консерваториях. Внутреннего нерва музыки Шостаковича они не почувствовали. Простой громкостью здесь не обойтись.
На бис оркестр исполнил вьетнамскую народную мелодию из провинции Бак Минь.
Партер БЗК на концерте вьетнамского оркестра был заполнен примерно на ¾. Подавляющее большинство публики составляли вьетнамцы всех возрастов, включая детей лет с шести.
При всех замечаниях, в целом я оцениваю работу Национального вьетнамского симфонического оркестра положительно. Не надо забывать, в каких условиях он существует. Состав оркестра практически молодёжный – опытных музыкантов просто неоткуда взять. Местное население классической музыкой не интересуется.
Мой друг, бывающий в Ханое, сообщает, что концерты классической музыки в Ханое проходят обычно два раза в месяц, а их аудитория на одну половину состоит из японцев и на другую – из европейцев. Аншлаги крайне редки. Так что труд оркестра смело можно назвать подвижническим.
Владимир Ойвин