В Михайловском театре всё готово к началу рождественской сказки – или к прощальному балу.
Премьера – сегодня: вечный «Щелкунчик» в версии Начо Дуато, последний подарок испанца Петербургу. Контракт Дуато с Михайловским истекает, в новом году он возглавит балет Берлинской оперы.
Есть надежда, что с боем курантов и отъездом худрука не исчезнет приобретённый балетом Михайловского опыт исполнения современной хореографии. Правда, это сюжет другой сказки. Но и «Щелкунчик» Дуато, по его словам – не сказка, скорее детский сон.
На сцене – уже не XIX век. Теперь все происходит в царской России незадолго до первой мировой. По мнению Начо Дуато, это лучшее олицетворение уходящей натуры. В данном случае еще и метафора реальности. Трехлетний контракт Начо Дуато с Михайловским завершается как раз накануне Нового года.
«Конечно, расставаться тяжело. Потому что я работал здесь с большим удовольствием. Делал то, чего никогда не делал. Вот тот же “Щелкунчик” – это новый для меня опыт. Но знаете, всегда такое чувство – в каком бы городе я ни был, я никогда не могу до конца распаковать свой багаж, как дома. Наверное, потому что мой настоящий дом – это сцена»,
– признается Начо Дуато.
Его уже с нетерпением ждут в Государственном балете Берлина. А он по-прежнему на репетиции оттачивает каждую деталь. Финальный аккорд на петербургских подмостках должен быть достойным.
Простую историю девочки Маши он рассказывает универсальным языком движений. Поэтому, на сцене так мало декораций и спецэффектов. Зато для артистов – настоящее испытание.
«Дети, которые играют шаловливых детей – по-настоящему ведут себя шаловливо. Они меня очень сильно ударили в голень – и мой отек спустился в голеностоп – и теперь буду играть прихрамывающего Дроссельмеейра – ну, собственно, как и было у Гофмана»,
– говорит артист балета Михайловского театра Марат Шемиунов.
«Весь первый акт Начо Дуато просит быть абсолютно простой земной девочкой: ходить как дети, реагировать как дети, никаких балетных поз, ничего такого классического и статичного»,
– рассказывает артистка балета Михайловского театра, исполнительница роли Маши Оксана Бондарева.
Чтобы ничто не мешало «читать» пластику танцовщиков, изменили даже традиционный грим. Мышиное войско теперь – без масок, только скалят накладные клыки.
Заглавную партию исполняет Леонид Сарафанов, для премьера Михайловского это уже четвёртая версия «Щелкунчика». Здесь он танцует и уродливую куклу в первом акте, и прекрасного принца в финале. Обычно это разные артисты. Перевоплощение – прямо на сцене, всего за несколько секунд.
«Ну, там очень все легко снимается – на магнитных таких склепках – снимается один костюм, перчатки, маска. Но куда это все прячется – я не расскажу»,
– поясняет Леонид Сарафанов.
Главная интрига вечера все же – кто станет преемником Начо Дуато. На вакантное место многие прочат Алтынай Асылмуратову – теперь уже бывший худрук Вагановки, сейчас она советник Владимира Кехмана.
Сам генеральный директор интригу обещает раскрыть весной. Пока же – как огоньки надежды, что Начо Дуато все-таки будет возвращаться – как приглашенный хореограф.