На Историческую сцену Большого театра в субботу возвращается самая популярная опера Римского-Корсакова “Царская невеста”. В том, что прием будет очень теплым, можно не сомневаться. Уже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую пятницу, по реакции целиком заполненного зрительного зала стало ясно: спектакль будет иметь успех.
Овациями встретила публика выдающегося маэстро, Народного артиста СССР Геннадия Рождественского, который в тот вечер встал за дирижерский пульт. Это он фактически спас спектакль, оказавшийся под угрозой срыва.
Форс-мажор случился 2 декабря прошлого года, когда экс-музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский неожиданно подал заявление об уходе и с 3 декабря был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. В числе творческих планов, которые должен был осуществить Синайский, значилась, в частности, опера “Царская невеста”. Ее решено было восстановить на основной сцене ГАБТа в уникальных декорациях Федора Федоровского, признанных “золотым фондом” Большого театра. Проект надо было спасать, и генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в срочном порядке бросился искать дирижера для этого спектакля. И очень быстро нашел маститого Геннадия Рождественского, которого публика на генеральном прогоне по праву приветствовала как героя.
Зрителям представилась возможность по достоинству оценить декорации выдающегося театрального художника Федора Федоровского. Его эскизы к спектаклю, датируемые 1955 годом, стали основой для обновленной, уже седьмой по счету версии “Царской невесты” в Большом театре. Нынешнюю постановку осуществила израильский режиссер Юлия Певзнер.
“Это замечательная опера, которая очень трогательно рассказывает о судьбе молодой женщины, ставшей жертвой своего окружения, – сказала режиссер на пресс-брифинге, предварившем генеральный прогон. – Надеюсь, что мы все со слезами на глазах будем сочувствовать главным героям, поддавшимся пагубным страстям, которые ведут их к неизбежной смерти”.
Премьера “Царской невесты” состоялась 22 октября 1899 года в Частной опере Мамонтова и сразу же завоевала признание публики.
Совершенно особое место опера заняла в репертуаре Большого театра. Впервые выйдя на его сцену со значительным опозданием – лишь в 1916 году, “Царская невеста” уже не расставалась с ним надолго: на смену старой постановке довольно быстро приходила новая.
Всего же в Большом театре она выдержала шесть постановок, которые в разные годы осуществили Петр Оленин, Владимир Нардов, Виктор Раппопорт, Борис Покровский, Юрий Петров и Олег Моралев.
По словам Юлии Певзнер, она попыталась внести свои акценты и даже добавила в постановку два новых эпизода. Один из них зритель увидит уже в увертюре, во время которой открывается занавес, и в туманной дымке появляется Марфа, парящая над сценой на качелях. “Эти качели, как поэтический образ, проходят через весь спектакль. Марфа ведь очень юна, и даже ее музыкальные характеристики все время взлетают вверх”, – пояснила режиссер. В то же время эта сцена подразумевает сон Григория Грязного о своей возлюбленной. Другое нововведение ждет публику во вступлении к третьей картине, куда добавилась сцена царских смотрин.
В целом же визуальный облик спектакля будет узнаваем. “Мы сохранили основные пропорции и цветовое решение декораций Федора Федоровского. Однако картинка стала рельефной и объемной, – рассказала сценограф Альона Пикалова. – К сожалению, мы не можем механически перенести под современное освещение те декорации, которые были рассчитаны на совершенно другой свет. Мы позволили себе отредактировать их в соответствии с записями самого художника”.
Зритель увидит старинную русскую горницу, где в красном углу мерцает лампадка, а на полу лежит шкура медведя, сможет полюбоваться роскошным царским теремом со стрельчатыми арками, расписанными причудливыми узорами, а также “побывает” на древней улице в Александровской слободе. Особого внимания заслуживают костюмы артистов, которые выходят на сцену в бархатных кафтанах, расшитых золотом сарафанах и сияющих кокошниках.
Генеральный прогон завершился аплодисментами и криками “Браво!” каждому солисту, выходившему на поклоны. Особых оваций удостоился Геннадий Рождественский. “Аура музыкального волшебства Геннадия Николаевича вдохновляет всех артистов, поэтому мы надеемся на успешную премьеру и ждем всех в гости”, – отметил новый музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.
Серия премьерных показов “Царской невесты” продлится 23 и 25 февраля.
Ольга Свистунова, Валерия Бабушкина, ИТАР-ТАСС