Весь спектр современной хореографии – от неоклассики до смелых авангардных постановок – представлен на Международном фестивале Dance Open, который проходит в Петербурге.
Одной из кульминационных точек смотра стал спектакль «Буря» по пьесе Шекспира. Постановку Кшиштофа Пастора показал Национальный балет Польши. Эта труппа – ее история началась еще в XVIII веке − в числе лидеров современного европейского танца.
Для польского хореографа Кшиштофа Пастора постановка шекспировской «Бури» на сцене – знаковая. Впервые он поставил балет в Амстердаме, два года спустя перенес в Варшаву – там его исполнили танцовщики возглавляемой им труппы Национального балета.
«Эта пьеса – очень сложная. У нее нет однозначного финала. И очень много пространства для толкований. “Буря” очень современна. Она не предполагает пассивного восприятия сюжета, она требует интеллектуального соучастия»,
− говорит хореограф, худрук Польского национального балета Кшиштоф Пастор.
Хореограф собрал настоящую команду мечты. Голландец Виллем Брюльс написал либретто. Татьяна ван Вальсум придумала изысканные костюмы. Художница иранского происхождения Ширин Нешат создала видео-сценографию, француз Жан Калман – декорации.
Что касается музыки, за основу были взяты произведения американца Роберта Лероя Джонсона и голландца Мишеля Ван дер Аа. Добавлены барочная музыка времен Шекспира и традиционные иранские мелодии. Сложное звуковое сопровождение балета дополнили стихи самого Шекспира в исполнении народного артиста России Николая Бурова.
«Я не мог удержаться и обойтись без них. Мне хотелось дать зрителю услышать красоту, почувствовать вкус этих прекрасных стихов»,
− поясняет Кшиштоф Пастор.
Пастор решил сконцентрироваться на основных персонажах и отказался от второстепенных ролей. Главный герой – преданный и изгнанный герцог Просперо в балете: и в возрасте героя, и постаревший, умудренный жизнью. Он вспоминает и рассказывает свою историю.
«Это рассказ не столько о мести и справедливом возмездии, сколько об умении прощать − вот главная гуманистическая черта человека»,
− добавляет Кшиштоф Пастор.
О том, насколько хорошо удалось воплотить в балете пьесу, которую считают поэтическим завещанием Шекспира, судить публике. Но то, сколько профессионалов удалось объединить выдающемуся польскому балетмейстеру, чтобы соединить магию музыки, света, стихов и танца, это уже серьезная заявка на успех.