Два вечера подряд сочинения Чайковского и Рахманинова исполняли ведущие симфонические оркестры, хоровые коллективы и солисты музыкальных театров.
На время оперного марафона зал “Зарядье” превратился почти в театральное пространство. Сцену отдали артистам. Оркестр переместили в оркестровую яму. На верхнем ярусе расположили хор.
В таком ансамбле для исполнения сложной рахманиновской музыки это создает дополнительные вызовы.
“В музыке можно будет услышать круги ада, в которых заточены и мечутся две наказанные души”,
– рассказал дирижер, художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист России Иван Рудин.
Реальная история трагической любви Франчески и Паоло легла в основу пятого эпизода песни “Ада ” из “Божественной комедии” Данте Алигьери. На этот сюжет в 1876 году написал симфоническую поэму Петр Чайковский.
Его брат Модест переработал фабулу в оперное либретто, которое почти спустя 30 лет воплотил в одноактной опере Сергей Рахманинов. В двух картинах с прологом и эпилогом композитор уместил круги ада, страх разоблачения, страдания и страсть.
Иван Рудин заявил, что в России есть проблема с поставкой роялей
В роли Франчески – звезда Мариинского театра Гелена Гаскарова. В ее в репертуаре не одна опера Рахманинова. Его музыкальная фактура, говорит, плотная, сложная, насыщенная. “В колее оркестровой фактуры нигде не выйти, потому что, если ты вдруг потерялся, то найтись там очень сложно”, – поделилась солистка оперной труппы Мариинского театра Гелена Гаскарова.
Тень Вергилия и Данте – охранники в торговом центре. Это место в сегодняшнем мире – аллегория ада, со всеми девятью кругами. Современное общество потребления расточительно и скупо одновременно.
В одном из бизнес-центров тренером по личному росту работает Ланчотто Малатеста. Он ведет тренинги и проворачивает финансовые махинации. Ревнивый муж подкарауливает Франческу и Паоло в картинной галерее, где среди произведений искусства и гравюры французского художника Гюстава Доре к знаменитой поэме великого флорентийца.
“Ланчотто от ненависти разрезает картину и символ их любви, убивает. На всех картинах мы видим красные пятна, означающие кровь и смерть этих картин и этой любви”,
– пояснил режиссер Андрей Стешец.
Для студента ГИТИСа и режиссера оперы Андрея Стешеца эта постановка – дебют. Он, как и другие финалисты OperaCall, представил свое видение знаменитых опер Рахманинова и Чайковского на сцене зала “Зарядье”.
Мария Трофимова, телеканал “Россия — Культура”