Два события культурной жизни Америки оказались связаны в октябре с именами титанов русского исполнительского искусства ХХ века – Давида Ойстраха и Мстислава Ростроповича.
В Рочестере, в одной из наиболее престижных музыкальных консерваторий Америки, Истмэнской школе музыки, состоялся музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Ойстраха.
Отмечу, что концерты и приношения памяти великого музыканта были организованы также в других городах США, хотя нигде, быть может, не прошли они с такой полнотой, продуманностью. В рамки фестиваля в Рочестере вошли три концерта и лекция о жизни и творчестве Ойстраха, с которой довелось выступить автору этих строк. Уже по тому вниманию, с которым воспринималась эта лекция аудиторией, ясно было, что творчество музыканта вызывает живой интерес у студентов и профессоров Истмэнской школы.
И это неслучайно: вот уже много лет преподает здесь один из лучших учеников Давида Ойстраха украинский скрипач Олег Крыса. Именно он и сделался истинным “мотором” всего фестиваля, автором его программ, участником всех трех концертов.
Наряду с профессорами школы в концертах фестиваля выступали ее студенты, что имело несомненное педагогическое воздействие на них. Высочайший исполнительский уровень присущ был и тем, и другим.
Среди наиболее ярких воспоминаний от концертов – исполнение Фортепианного трио Чайковского (профессора – пианист Барри Снайдер, Олег Крыса и виолончелист Стивен Доан), выступления выпускницы класса О. Крысы, сингапурской скрипачки, лауреата Международного конкурса имени Давида Ойстраха в Одессе, ныне совершенствующейся в Лондоне, Грэйс Ли и нынешней его студентки казахской скрипачки Айнур Забеновой, выступления самого Олега Крысы и его коллег – профессоров Зви Цейтлина, Чарлза Кастлемана и Михаила Копельмана. Особо хочется сказать о неувядающем искусстве 86-летнего Цейтлина, который вот уже 42 года преподает в Истмэне и находится в превосходной скрипичной форме.
В заключительном концерте фестиваля прозвучала Концертная симфония Моцарта для скрипки и альта с оркестром, в которой М. Копельману (скрипка) и О. Крысе (альт) превосходно аккомпанировал студенческий симфонический оркестр под управлением Нейла Варона.
Общеизвестно, сколь велико было продолжавшееся на протяжении всего ХХ века воздействие русской скрипичной школы на американскую. Оно связывается прежде всего с именами эмигрировавших в США Леопольда Ауэра и группы его учеников во главе с Яшей Хейфецем, Мишей Эльманом и Ефремом Цимбалистом. Связывается с американскими гастролями Давида Ойстраха. Ощутимо оно и ныне в деятельности многих американских скрипачей – учеников Ивана Галамяна (учились у него, в частности, Зви Цейтлин и Чарлз Кастлеман), Наума Блиндера, а также в работе преподающих ныне в американских консерваториях и университетах русских и украинских скрипачей Олега Крысы, Виктора Данченко, Нины Бейлиной, Юрия и Даны Мазуркевичей, Михаила Копельмана.
Практически одновременно в Вашингтоне прошли дни памяти Мстислава Ростроповича. В их рамках в Посольстве Российской Федерации в Вашингтоне, Террас-театре Кеннеди-центра и Библиотеке Конгресса состоялись концерты стипендиантов Фонда помощи молодым одаренным музыкантам М. Л. Ростроповича. В проведении дней памяти принял также участие базирующийся в американской столице Международный культурный фонд “Жар-птица”. Финансовую помощь осуществлению проекта оказало также правительство Азербайджана, представившее новую книгу о Ростроповиче “Великий бакинец” и подарившее коллекцию фотографий музыканта Библиотеке Конгресса.
После изгнания Ростроповича и Вишневской из СССР Вашингтон на протяжении 17 лет оставался их вторым домом. Главный дирижер Национального симфонического оркестра, Слава, как все называли его здесь, любил Вашингтон и во многом определял импульсивный ритм его музыкальной жизни.
Деятельность созданного Ростроповичем в 1991 году Фонда помощи молодым одаренным музыкантам сделалась естественным продолжением той огромной заботы, которую великий музыкант неизменно проявлял по отношению к исполнительской молодежи. Фонд выявляет, поощряет и всесторонне поддерживает молодых музыкантов всей России, обеспечивая их возможностями и средствами для всестороннего раскрытия своих творческих дарований.
12 из 43 находящихся под опекой Фонда Ростроповича молодых музыкантов выступили в концерте “Посвящение Маэстро Ростроповичу”. Широкое разнообразие голосов и музыкальных инструментов, замечательно скомпанованная программа, высокий исполнительский уровень – таковы впечатления от услышанного.
Несколько музыкантов обладают поистине выдающимися дарованиями. Назову феноменальных виртуозов Гайдара Гайнуллина (баян), Никиту Зимина (саксофон), Сергея Михайленко (маримба), Нарека Арутюняна (кларнет) и Ульяну Яникову (виола д’амур).
Каждый из них продемонстрировал не только полнейшее слияние со своим инструментом, но и существенно расширил наши представляения об их исполнительских возможностях. По-органному величественно прозвучала у Гайнуллина Токката Баха, с тонкой проникновенностью в стилистику музыки – сюита танго Пьяццоллы. Редким обилием и многообразием динамики и тембров маримбы порадовал Михайленко в пьесе Живковича “Иллаш”. Проникновенной музыкальностью отличалось исполнение Арутюняном Рапсодии для кларнета Дебюсси. Подлинным открытием сделалось выступление Яниковой – открытием интереснейшего Триптиха, написанного для этого инструмента новосибирским педагогом и композитором Юрием Маженко.
Зрелым интерпретатором предстал исполонивший Вторую сонату Скрябина пианист Филипп Копачевский. Большие надежды можно возлагать на его совсем юного коллегу Всеволода Бригиду, чье исполнение двух Этюдов-картин Рахманинова говорило об удивительно раннем освоении 11-летним пианистом секретов фортепианного мастерства.
Виктор Юзефович, газета “Культура”