Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих была основана 7 января 1927 года.
Сегодня она располагает огромным и редчайшим книжным фондом и является одной из крупнейших специальных библиотек России, выполняя функции методического и консультативного центра для аналогичных библиотек Северо-Западного региона и по работе с незрячими людьми для всех петербургских учреждений культуры.
Главное здание библиотеки расположено на Петроградской стороне, в охранной зоне архитектурной застройки ХIХ века, оно было построено в 1881 году по проекту А. Зографа и А. Аккермана и находилось в ведении «Петровского общества вспоможения бедным» с отделением для малолетних незрячих воспитанников.
Спустя несколько лет к зданию пристроили домовую церковь — храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Уютный камерный зал, где с 2011 года проводятся музыкальные вечера, — это и есть бывшая домовая церковь.
Штаб вечеров — отдел книгохранения библиотеки: его заведующая Татьяна Владиславовна Морозова (она сменила на этом посту Аллу Романовну Гершаник, которая год назад ушла на заслуженный отдых), сотрудники Валентина Семёновна Середина и Дмитрий Абросимов (его зона ответственности — звукозапись).
У истоков проекта стояли заместитель директора библиотеки Татьяна Николаевна Серова (она проводила самые первые вечера) и Алла Романовна Гершаник. Ее знакомство с Евгением Ароновичем Бродоцким, артистом ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», преподавателем Петербургской консерватории по классу альта, стало еще одним благоприятным обстоятельством, позволившим «вечерам» набирать обороты: профессиональный музыкант помог привлечь к участию в проекте своих коллег.
На музыкальных вечерах выступали Михаил Гантварг с коллективом «Солисты Санкт-Петербурга», Михаил Блехер и Александра Андреева («Петербургский концертный дуэт»), пианисты Людмила Коновалова, Борис Новиков, вокалисты Вера Чеканова, Надежда Хаджева, Елизавета Свешникова, Пётр Захаров, Кирилл Жаровин, ансамбль Remolino…
В орбиту проекта оказались втянуты преподаватели и студенты Петербургской консерватории, училищ имени Н. А. Римского-Корсакова и имени М. П. Мусоргского, Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена, Средняя специальная музыкальная школа при консерватории, детские школы искусств имени В. А. Гаврилина и имени Е. А. Мравинского, Охтинский центр эстетического воспитания (ОЦЭВ) с его Музыкальными классами для слепых и слабовидящих, а также Музыкальный лицей для слабовидящих «Кикины палаты».
Наслаждаться музыкой в исполнении известных артистов — большое удовольствие. Однако изначально главной задачей проекта было привлечение к участию в нем людей незрячих и слабовидящих — не только в качестве слушателей, но и в качестве исполнителей, среди которых множество одаренных музыкантов. Вечера для них — прекрасная возможность показать свое мастерство публике, получить стимул для развития и самосовершенствования и повысить самооценку.
Настоящим откровением для меня стал прошедший в ноябре 2017 года концерт памяти Валентина Гаюи, первого тифлопедагога, предшественника Луи Брайля. В нем участвовали воспитанники Музыкальных классов для слепых и слабовидящих ОЦЭВ, а также студенты и выпускники Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена.
Незрячие пианисты, которые занимаются в классе старшего преподавателя Яны Игоревны Бровкиной, продемонстрировали уверенную технику, понимание музыкального материала. Бурных аплодисментов заслужило выступление дуэта Даниил Большаков (виолончель) — Максим Озеров (фортепиано), баянистов Михаила Щербакова и Михаила Акимова, преподавателя Музыкальных классов ОЦЭВ.
В первый раз мне удалось послушать вживую замечательного незрячего гобоиста Василия Белявина, аспиранта консерватории, лауреата многих международных конкурсов, выступавшего в качестве солиста с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Темирканова.
Вечера — проект просветительский. На них рассказывается о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов, выдающихся исполнителей, жанрах, стилях, новых тенденциях в музыке. Никогда не остаются без внимания юбилейные и памятные даты. Часто используется форма литературно-музыкальной композиции.
На мой взгляд, очень интересной получилась композиция «Кабаре»: в ней прозвучали произведения К. Вайля, У. Болкома, Б. Бриттена, Э. Сати, А. Шёнберга в исполнении Веры Чекановой и Надежды Хаджевой (аккомпанировал Михаил Блехер), а переводы песен читала актриса Ольга Маркина.
Нельзя не упомянуть о вкладе, который внесла и вносит в вечера музыковед Лариса Воронцовская, подлинная подвижница своего дела. Ее «ведение» распространяется не только на музыку, но и на литературу и поэзию, театр, живопись.
Рассказывает ли она о Бахе или Александре Пахмутовой, о графе Алексее Толстом или жанре оперетты, о Чайковском или Муслиме Магомаеве — это всегда увлекательно, а иногда прямо-таки завораживающе. Владеть вниманием аудитории ей позволяют эрудиция, артистизм, большое личное обаяние и особое умение вызвать в слушателях чувство сопричастности, вовлеченности в тему.
Теперь о самом главном — о публике. Кто бы ни утверждал обратное, но благодарная публика — мечта любого артиста. Например, заслуженная артистка России скрипачка Александра Андреева говорит, что ей легко и радостно играть на вечерах, поскольку трудно где-либо еще найти столь доброжелательную и благодарную аудиторию.
Музыкальные вечера быстро завоевали популярность. На них приходят незрячие и слабовидящие слушатели и, конечно, много людей пожилого возраста — поодиночке или целыми компаниями. Сама возможность выйти в свет, послушать хорошую музыку, узнать что-то новое для них дорогого стоит, а вход на концерты бесплатный.
Сердечная благодарность Татьяне Николаевне Серовой, Алле Романовне Гершаник и всем энтузиастам и продолжателям этого замечательного проекта от многочисленных слушателей и исполнителей музыкальных вечеров, которые были, есть и, очень хочется надеяться, будут…
Ирина Куприянова, nstar-spb.ru