В Петербурге, пожалуй, нет ни одного учреждения культуры, не отметившего масштабными проектами Международный день музыки – 1 октября.
Критики отмечают, что в этом году музыкальная жизнь северной столицы представлена особенно ярко и празднично, кстати, не только в этот день, но и на протяжении всего предстоящего сезона, о чем свидетельствуют планы театров, филармонии и капеллы.
Это не удивительно — руководители творческих коллективов единодушно признают: финансовая помощь федерального и городского правительств помогла петербургским музыкантам, образно выражаясь, освежить кровь.
Как сказал на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, глава Комитета по культуре Николай Буров, «к счастью, город слышит нас, губернатор согласен, что нам нужно давать деньги». И музыканты филармонии, капеллы, и театральные деятели не устают благодарить правительство культурной столицы, ее губернатора и даже президента, как бы опасаясь, что в следующий раз могут и не дать.
Кто его знает, чем обернется очередная избирательная кампания, а музыка — она ведь вечна, ею, как и наукой, тоже кто-то должен заниматься, не отвлекаясь на поломанный дирижерский пульт или добывание необходимого инструмента.
Музыканты радуются как дети тому, что на выделенные деньги могут пригласить дорогостоящих иностранных музыкантов, разнообразить свои программы и поездки, — заняться, наконец, творческим процессов. Их поклонники еще более рады тому, что музыкальный Петербург постепенно выходит из упадка. Почти все академические заведения — филармония, капелла, Михайловский театр, консерватория и другие — претерпевают преобразования, направленные, хочется надеяться, в лучшую сторону.
Большой зал Филармонии имени Дмитрия Шостаковича открылся обновленным и выхоленным. И мест здесь теперь больше — 1440, а не 1113, и сцена более просторная, что сделало ее удобной для хоровых выступлений, и столетний дирижерский пульт прошел через руки реставраторов Русского музея. Все пышет благополучием и весьма недешевым ремонтом, который обошелся в 296 млн рублей.
У этого храма музыка даже появились приметы некоторой светскости. Гранд-отель «Европа» вложил около полумиллиона долларов в создание ресторана «Дворянское собрание» и кафе «Шоколад» в помещениях Филармонии, сообщила замдиректора по развитию и связям с общественностью Филармонии Снежана Замалиева — сама символ новой генерации академических работников.
В планах на ближайший год — создание здесь зоны WiFi и открытие своей мультимедийной звукозаписывающей студии. При Филармонии открыт магазин сувениров — почему бы и нет? На всех благотворителей не напасешься — нужно и самим что-то зарабатывать. Вполне логично.
Новый сезон, первый после длительной реставрации Большого зала Филармонии, представит петербургским меломанам насыщенную и разнообразную программу.
Начиная с сентября, в Большом зале выступят: дирижеры Кшиштоф Пендерецкий, Моше Ацмон, Дориан Уилсон, Лейф Сегерстам, Казимеж Корд, Геннадий Рождественский, Серж Бодо, Эри Клас; солисты Шломо Минц (скрипка), Сергей Накаряков (труба), Роберт Холл (бас), пианисты Фредерик Кемпф, Дан Тхай Шон, Алексей Любимов; Хельсинкский симфонический оркестр и Оркестр Национального Польского радио, Ансамбль старинной музыки под управлением Татьяны Гринденко.
Любителей джаза ждет встреча с легендой джаз-рока, знаменитым пианистом и композитором Чиком Корией, а также биг-бэндом Игоря Бутмана. Состоятся и традиционные филармонические фестивали: Органный, «Площадь искусств» и «Музыкальная коллекция».
Все эти имена и названия проектов — уже само по себе музыка. Но 1 октября Филармония отметится беспрецедентной акцией. В Международный день музыки здесь пройдет общедоступный шестичасовой концерт-марафон. В общедоступный концерт войдет органная музыка Баха, симфоническая музыка Чайковского и Бетховена, Корчмара, арии из известнейших опер, джазовые импровизации.
Исполнять все это богатство взялись оба Симфонических оркестра филармонии под управлением Николая Алексеева, Александра Дмитриева и Владимира Альтшулера. Кроме того, знаменитые музыканты: органист и дирижер Лео Кремер (Германия), пианистка Елизавета Леонская, сопрано Галина Горчакова, филармонический брасс-квинтет Russian Brass, впервые на этой сцене выступит пианист-шоумен Дмитрий Гайворонский. При этом стоимость билетов — внимание!!! — 50 рублей! После этого хочется вслед за петербургскими музыкантами сказать: да здравствуют гранты хорошие и разные! спасибо родному правительству за наши счастливые души!
А вот крикнуть «браво» президенту России хочется в зале знаменитой Петербургской капеллы. Это «браво» будет теперь звучать психоделическими аккордами Баха, Мендельсона, Регера, Франка в исполнении знаменитых органистов мира. Вообще орган Капеллы уникален. (Хотя любой хороший инструмент неповторим сам по себе, а уж орган тем более.) Ему уже 116 лет. Созданный знаменитой органостроительной фирмой «Валькер» он был перенесен в зал капеллы из церкви голландской общины в 1927 году.
При советской власти орган, естественно, ремонтировали и старались поддерживать в должном состоянии. Однако то, каким он был, описал в нескольких словах один из знаменитых органистов: в России самая лучшая в мире публика, но самые худшие в мире органы. Еще в 1990 году инициативная группа из города Фризенфейне (Голландия) создала общественный фонд реконструкции органа Петербургской капеллы и занялась сбором средств. Свой взнос сделала и королевская семья Нидерландов. Реконструкция инструмента должна была стать подарком городу к его 300-летию, однако этого не случилось.
Новая страница в биографии органа наступила после визита Владимира Путина, который сделал весьма щедрый жест (да не оскудеет рука дающего!), а именно: подарил 1 млн евро на реконструкцию инструмента. Капелла наняла на эти деньги мастеров знаменитой саксонской фирмы «Ойле». И все равно это стало подарком, но только не к юбилею города, а к 300-летию органной культуры северной столицы, которое отмечается в этом году. Ведь до революции на берегах Невы было построено около 100 таких инструментов.
Орган был даже в клинике доктора Отто, где эта неземная музыка помогала роженицам переносить естественные муки. Как сказал известный русский органист Владимир Шляпников, «органная коллекция была богатейшей, — это сравнимо с обширным собранием скрипок Страдивари».
В советский период большинство инструментов погибло. Да и сейчас достаточно посмотреть, например, на орган Петербургской консерватории, которой в этом году исполнилось 145 лет, чтобы понять, как тяжело пришлось этой самой органной культуре и органистам. Трубы консерваторского органа больше напоминают смятые консервные банки, чем достойный инструмент. Отрадно другое: на торжественном собрании по поводу дня рождения консерватории ее ректор, народный артист России Александр Чайковский объявил, что накануне подписал первую платежку, по которой деньги ушли на реставрацию органа. Через 2,5 года у консерваторцев будет новый инструмент.
Было бы хорошо, если и об этом органе заговорят с таким же восторгом, с каким отзываются мировые знаменитости об органе Капеллы. Как верно выразился Шляпников, инструмент капеллы «сохранил благородную валькеровскую сердцевину, но обрел дополнительно 12 регистров, которые обогатили его, дали новые возможности, — он приобрел ауру XXI века, оставив аристократичность и породу».
В общем, последние события в музыкальном мире Петербурга лишний раз показали, как необходимы деньги культуре, и как необходима культура нам, простым гражданам, богатым и не очень, чтобы вновь обрести высокое звучание музыки сфер и сердцевину без изъянов подлости и невежества.
Елена Чердакова, ИА «Росбалт-Петербург»