В Риге состоялась латвийская премьера Концерта «Присутствие» Петериса Васкса, посвященного Соль Габетте.
Концертная жизнь Риги в середине осени невероятно интенсивна. В начале ноября на сцене Латвийской национальной оперы состоятся гастроли Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса.
Между тем, филармонический сезон одного из главных музыкальных коллективов города – оркестра «Рига симфониетта» продолжился историческим концертом на сцене Концертного зала Большой Гильдии. Этот вечер завершил осенний фестиваль камерной музыки в Риге. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Нормундс Шне продирижировал программу из произведений композиторов стран Балтийского региона.
Третья симфония Яна Сибелиуса и оркестровое сочинение “Маяк” современного эстонского композитора Э. С. Тююра в интерпретации латвийских музыкантов прозвучали на очень высоком уровне. Главной героиней вечера стала выдающаяся аргентинская виолончелистка Соль Габетта. Она участвовала в латвийской премьере Второго концерта для виолончели с оркестром «Присутствие» латышского композитора Петериса Васкса.
Элегантность и сбалансированность в сочетании с жизнью в постоянном творческом движении свойственны хрупкой, родившейся в Аргентине виолончелистке с теплым голосом, русско-французским темпераментом и с самим солнцем в имени – Соль Габетта. Она пересекает континенты, чтобы дарить людям музыку. Число ее концертных выступлений в год достигает 170! Быть в Риге Соль Габетте особенно приятно, ей здесь понравился неспешный ритм жизни, приветливые люди и сама удивительная атмосфера Старой Риги. Соль Габетта несколько лет ждала этого приезда.
Мировую премьеру Второго виолончельного концерта Васкса она играла в Генте (Бельгия) ровно два года тому назад. Однако рижское исполнение для нее оказалось еще большим откровением. Соль признается, что включенные в концерт контрасты и элементы природы делают музыку еще более живой.
Соль Габетта:
«В музыке Петериса Васкса есть вера в человека. Я нуждаюсь в ней, это даёт мне энергию и воздух каждый день. Его музыка полна духовности и это очень сильно отражается в манере исполнения. Я не играла Первый виолончельный концерт композитора, так что мне сложно сравнивать материал обоих произведений.
Но этот концерт совершенно особенный. Васкс посвятил его мне, прекрасно зная меня как человека. Он понимал, что я хотела одновременно петь и играть, поэтому в финале игра на виолончели сопряжена с голосом. Композитор хорошо изучил мои технические, физические и эмоциональные особенности. Музыка ведь это непрерывный творческий процесс, постоянное движение».
В свою очередь сам Петерис Васкс был вдохновлен энергией и трепетной любовью, какую испытывает к музыке его сочинения Соль Габетта. На премьере композитор даже не мог сдержать слез радости от охватившего его благоговения перед солисткой и музыкантами оркестра «Рига симфониетта».
Петериус Васкс:
«Этот концерт я специально написал для Соль Габетты, и она была настолько восприимчива к моей музыке. В ее обширном репертуаре есть и другие мои сочинения, что меня несомненно радует. После сочинения Первого концерта для виолончели с оркестром я был не уверен, что так скоро смогу создать еще один Виолончельный концерт.
Я не пишу так часто произведений для одного и того же инструмента. Но волшебная виолончель в руках Соль звучит просто невероятно, ее божественная игра очаровала меня. И я понял, что непременно должен написать для нее большое развернутое произведение. Соль абсолютно согласна со всеми моими мыслями и демонстрирует любовь через виолончель к людям.
Соль находит каждый раз какие-то новые краски звучания в моем концерте. Как можно так одухотворенно играть, расходовать свои силы – она просто Ангел небесный!
Почему я назвал этот концерт «Присутствие»? Если Господь подарил тебе жизнь, то нужно использовать ее интенсивно. Любовь – одно из счастливых проявлений жизни, невзирая ни на какие страдания. Я очень люблю свою страну и передаю эти чувства в музыке. Форма моего концерта трехчастная, причем первая и последняя части – медленные. Через пение и звучащее кантабиле виолончели я стремлюсь к вечной гармонии и блаженству.
Мир прекрасен, и музыка это доказывает. В ней запечатлены мои идеалы и любовь ко всем людям и их открытым душам»
Виолончель Соль Габетты пела человеческим голосом. Солистка очень органично выглядела на сцене. Ее идеальный контакт с оркестром не прерывался ни на секунду. В финале концерта, своеобразной инструментальной молитве, лучезарное сопрано Соль пересеклось с нежным бархатистым вибрато виолончели.
С постепенно угасающими пиццикато струнных звуки виолончели Соль Габетты растворялись в пространстве звенящей тишины зала.
Виктор Александров, Рига (Латвия), ClassicalMusicNews.ru