Новый фестиваль Валерия Гергиева «MPHIL 360°» прошел в режиме нон-стоп в Мюнхене.
В минувшие выходные дни баварскую столицу накрыло настоящее музыкальное цунами, “творческим виновником” которого стал всемирно известный маэстро Валерий Гергиев. И все это в программах нового фестиваля «MPHIL 360°», инициатором которого и стал всемирно известный дирижер, художественный руководитель Мариинского театра.
На сценах Большого и Камерного залов мюнхенского культурного центра Гастайг непрерывно звучала музыка. За три дня концерты посетили свыше 20000 слушателей. Универсальность жанров и разнообразие программ является приоритетной основой нового фестиваля «360 градусов».
Концерты академической классики пересекались с джазовыми и авангардными проектами, специальными гостями которых стали такие культовые музыканты, как немецкий тубист, виртуоз экстра-класса Андреас Мартин Хофмайр и его же коллега, пианист-экспериментатор Фолькер Бертельманн, известный под именем Хаушка.
Вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра Хаушка исполнил ряд собственных композиций для подготовленного рояля. Необычно было наблюдать за тем процессом, как музыкант «общается» с роялем, который в его руках представал генерирующим инструментом. В корпусную часть рояля были ввинчены всевозможные шурупы, предназначенные для колебания ряда струн, что создавало спецэффекты вроде скрипа и дребезжания.
Главными участниками фестиваля стали Мюнхенский филармонический и симфонический оркестр Мариинского театра.
В концертных программах выступили музыканты Молодежного оркестра Российско-Немецкой музыкальной Академии; а также блистательное созвездие солистов: Аня Кампе (сопрано), Йохан Бота (тенор), Рене Папе (бас), Пелагея Куренная (сопрано), Денис Мацуев (фортепиано), Герберт Шух (фортепиано), Бехзод Абдураимов (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано) и Олли Мустонен (фортепиано).
В первый вечер маэстро Валерий Гергиев дирижировал Мюнхенским филармоническим оркестром, который он возглавил с начала этого сезона. В фокусе программы концерта контрастировали произведения Арнольда Шёнберга, Александра Скрябина и Рихарда Вагнера. Вслед за «Музыкальным сопровождением к кинематографической сцене» Шёнберга, произведением, написанным в экспрессионистской эстетике, следовало позднее сочинение Александра Скрябина «Прометей», поэма огня для фортепиано, хора и оркестра.
Сольную партию исполнил Денис Мацуев. Вместе с Мюнхенским филармоническим хором и оркестром Валерий Гергиев создал особую мистериальную атмосферу, полную сосредоточения и внутреннего переживания.
Примерно те же настроения сохранились и в исполнении первого акта оперы Вагнера «Валькирия». Специально для этого концерта Гергиев пригласил лучшую команду вагнеровских голосов: Аню Кампе (сопрано), Йохана Бота (тенор) и Рене Папе (бас). Трагические события, произошедшие в столице Франции, не могли не отразиться на программе фестиваля.
Утро субботы перед совместным выступлением “Страдивари-ансамбля” Мариинского театра и камерного состава Мюнхенского филармонического оркестра началось с минуты молчания в память о погибших в террористических актах Парижа.
Валерий Гергиев вместе с интендантом Мюнхенского филармонического оркестра Паулем Мюллером искренне выразили слова соболезнования по поводу свершившихся ужасных событий. Концертмейстер мюнхенского коллектива, скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи вместе с первой скрипкой Мариинского оркестра Станиславом Измайловым проникновенно сыграли Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор И. С. Баха.
Романтическим аккордом программы стала Девятая симфония для струнных до мажор Ф. Мендельсона. Ну а затем на сцену зала вышел Валерий Гергиев и драматично провел исполнение Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского.
Участие в мюнхенском фестивале Молодежного оркестра Российско-Немецкой музыкальной Академии, в составе которого играют студенты и выпускники 15 музыкальных вузов России и Германии, вызвало живой эмоциональный отклик у публики. Идея этого образовательного коллектива возникла еще во время подготовки перекрестного Года культуры Германии и России в 2012 году. В сентябре 2013 года оркестр возглавил Валерий Гергиев, а исполнительным директором была назначена Татьяна Рексрот.
Среди основных направлений деятельности академии: мастер-классы ведущих музыкантов обеих стран для участников молодежного Российско-немецкого оркестра, исполнение редко исполняемых и современных произведений композиторов России и Германии. Очень важным принципом для академистов является взаимный контакт и диалог, возможность слышать и понимать друг друга.
Татьяна Рексрот:
«Идея данной концертной программы возникла у нас с разных сторон. Валерий Гергиев очень хотел представить немецкой публике Септет (Камерную симфонию) Гавриила Попова. Мы же, когда стали заниматься изучением этой партитуры, корректурой голосов инструментальных партий, обнаружили для себя немало интересных фактов. Сочинение Попова было написано в 1927 году и являлось когда-то визитной карточкой Советской России. Впоследствии это произведение исчезло из концертной практики. Да и стиль самого композитора заметно изменился.
Между тем, музыкальный язык Септета Гавриила Попова роднит его с оркестровым мышлением. Сам композитор был неравнодушен к творчеству Пауля Хиндемита, в частности к его полифоническому письму.
Неоклассицистский оттенок программы вполне очевиден. Камерная музыка для духового квинтета, ор. 24 № 2 Хиндемита как раз была создана примерно в один период с Септетом Попова. Для исполнения обоих сочинений требуется колоссальное мастерство, поэтому мы в нашей Академии прибегли к мастер-классам.
Профессор Высшей школы музыки Берлина, знаменитый фаготист Клаус Тунеманн интенсивно занимался с участниками оркестра. Любопытно было его отношение к партитуре Гавриила Попова именно с позиции немецкого музыканта, как он слышит это сочинение, какими представляются ему штрихи и краски…
В оркестре много молодых лиц, поэтому нам очень хотелось представить публике хорошо известные произведения, но только в новом ракурсе. Так возник необычный Чайковский. Пьесы из фортепианного цикла «Времена года» оригинально инструментовали композиторы Кузьма Бодров и Валентин Барыкин.
Идея смешения пьес Николаусом Рексротом воплотилась в названии «На волне Чайковского». Там есть и любимые мелодии, и специальные звуковые шумы, которые настраивают слушателя на определенное восприятие музыки композитора. В данную композицию включена лирика Пушкина, фрагменты стихов поэта читают известные немецкие актеры: Маргарита Бройх и Мартин Вуттке.
Я убеждена в том, что участие молодых музыкантов обеспечивает новую жизнь сочинению. Они никогда не играют закрыто, а напротив, воплощают свою индивидуальность, свою энергию, которая иногда даже чувствуется в звучащих паузах.
Вот такое чудесное музыкальное послание от молодых артистов слушателям в наше время просто необходимо».
Концертмейстером ансамбля Российско-Немецкой Академии выступила молдавская скрипачка Александра Конунова, лауреат III премии XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского.
Валерий Гергиев открыл программу этого вечера, представив на суд публики неизвестный в Германии Септет (“Камерную симфонию”) Гавриила Попова, соч. 1927 года. Произведение является предвестником важнейшего для музыки XX века жанра камерной симфонии (первая советская камерная симфония была написана шестью годами позже Николаем Рославцем). Несмотря на небольшой состав исполнителей, партитуре Септета свойственно поистине симфоническое развитие.
Участие Валерия Гергиева придало звучанию ансамбля особую цельность и конструктивную ясность. Маэстро дал “новую жизнь” произведению и привлёк внимание немецкой аудитории к творчеству русского композитора.
После небольшого антракта ансамбль солистов оркестра исполнил Камерную музыку для духового квинтета, ор. 24 № 2 Пауля Хиндемита. Созданный несколькими годами ранее опус Хиндемита во многом перекликается с сочинением Попова – оба они выдержаны в неоклассическом духе, ведущую роль в материале играют духовые инструменты.
В завершение программы концерта прозвучала Фантазия «Tschaikovsky FM». Версию для камерного ансамбля и электроники фортепианных пьес из цикла “Времена года” на музыку Петра Ильича Чайковского осуществили композиторы Валентин Барыкин, Кузьма Бодров, Николаус Рексрот.
Отдельным событием фестиваля стал субботний гала-концерт с участием лауреатов XV международного конкурса им. П. И. Чайковского. В Большом зале Филармонии Гастайга выступили обладатели разных премий и наград престижнейшего музыкального состязания: пианисты Дмитрий Маслеев, Сергей Редькин, Джордж Ли, Лукас Генюшас; скрипачка Клара-Джуми Кан, а также виолончелисты Андрей Ионица и Александр Бузлов.
Воскресенье стало кульминацией праздника музыки фестиваля «360 градусов». Валерий Гергиев провел на сцене Большого зала Филармонии Гастайг почти 10 часов в пяти концертах вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического и симфонического оркестра Мариинского театра.
Наряду с оркестровыми произведениями Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, М. Регера, К. А. Хартмана, Й. Видмана и Р. Щедрина, который был специальным гостем проекта, оркестровый марафон был сакцентирован на имени Сергея Прокофьева, чье 125-летие со дня рождения в 2016 году отметит весь музыкальный мир.
Мюнхен стал одним из тех городов, где маэстро Гергиев за один день представил любителям классической музыки все 5 фортепианных концертов композитора. В интервью Валерий Гергиев отметил, что подобный марафон специально ориентирован вниманию широкой аудитории, которая сможет услышать музыку фортепианных концертов Прокофьева в едином цикле и проследить как эволюционировал жанр концерта в творчестве композитора.
Валерий Гергиев:
«Мы подготовили множество разнообразных программ, доминантой которых стала музыка Сергея Прокофьева. Впервые в Мюнхене на сцене Филармонии Гастайг затевается такой масштабный фестиваль, когда в течение одного дня публика сможет в полной мере оценить ретроспективу произведений одного автора, в данном случае Сергея Прокофьева на фоне музыки других композиторов. Пять концертов Прокофьева блистательно сыграли мастера фортепианного искусства: Денис Мацуев, Олли Мустонен, Алексей Володин, а также их младшие коллеги Бехзод Абдураимов и Герберт Шух.
Мне кажется, что этот фестиваль вызвал у немцев определенный интерес и самое главное привлек в филармонический зал тех людей, которые в основном редко бывали на концертах, а может быть, и вообще впервые посетили Гастайг. Ведь системой абонементных концертов, достаточно хорошо себя зарекомендовавшей в Германии, пользуются многие семьи. Такие традиции здесь складывались десятилетиями и будут обязательно продолжаться. А вот такой фестиваль спланирован на короткий и бурный период времени с учетом невероятной активности двух коллективов: Мюнхенского филармонического и оркестра Мариинского театра – главных участников марафона.
В программах фестиваля «360 градусов» есть место и другим, не менее важным проектам, как, например, выступление Молодежного оркестра Российско-Немецкой музыкальной Академии с участием музыкантов из Берлина и оркестра Мариинского театра. Мне особенно запомнился их концерт, где звучали произведения Пауля Хиндемита и Гавриила Попова, творчество последнего в Германии не так хорошо известно. А этот композитор по праву заслуживает того, чтобы его музыку как можно чаще здесь исполняли.
2016 год пройдет под знаком Прокофьева. Мы будем продолжать играть его музыку по всему миру. Цикл фортепианных концертов композитора был исполнен за последние два года во многих мировых столицах, включая Пекин, Лондон, теперь и Мюнхен, а уже скоро мы представим этот грандиозный проект в Нью-Йорке.
Я уверен, что наряду с монографическими циклами Рахманинова и Чайковского, стихия музыки Прокофьева привлечет внимание огромной армии любителей классической музыки, большинство людей сможет открыть для себя мир музыки Прокофьева сквозь призму его фортепианных концертов. Очень бы хотелось видеть в зале больше молодых лиц. В дальнейшем мы будем нацеливаться на юную аудиторию.»
Прямую трансляцию концертов марафона музыки Прокофьева вела компания Medici.Tv.
Герберт Шух, Денис Мацуев, Бехзод Абдураимов, Алексей Володин и Олли Мустонен безупречно сыграли концерты Сергея Прокофьева. Каждый из солистов продемонстрировал тонкое понимание стиля музыки композитора, виртуозное мастерство и блестящую технику игры.
Людям, которым довелось побывать на всех пяти концертах, было непросто оценить масштаб услышанного. Ведь подобное музыкальное сумасшествие в хорошем смысле слова является исключительной редкостью для баварской столицы. Так что выходя из зала, в филармоническом фойе Гастайга, люди еще долго продолжали делиться впечатлениями от концертов, неторопливо покидая одну из главных музыкальных площадок Мюнхена.
Отрадно, что фестиваль «MPHIL 360°» прочно занял свои позиции на филармонической сцене Гастайга и вызвал широкий общественный резонанс. Теперь же он будет проводиться каждую осень, радовать поклонников классики новыми концертами и встречами с замечательными музыкантами.
Между тем, Валерий Гергиев и Мюнхенский филармонический оркестр в эти дни совершают первый совместный гастрольный тур по странам Азии. В течение двух недель выступления артистов проходят на сценах крупнейших концертных залов Тайваня, Кореи и Японии.
Виктор Александров, Мюнхен (Германия), ClassicalMusicNews.Ru