Лучшие выпускники региональных консерваторий выступили на главной академической сцене России.
В Большом зале Московской консерватории прошел концерт всероссийского проекта Alumni.
Выпускники-2018 восьми региональных консерваторий, рекомендованные учеными советами своих вузов, выступили на главной академической сцене страны.
Вечер стал наглядной демонстрацией уровня отечественной музыкальной педагогики и — взглядом в будущее исполнительского искусства.
Идея проекта, который планируется сделать ежегодным, принадлежала пианистке члену Совета по культуре и искусству при президенте России Екатерине Мечетиной и профессору Московской консерватории Всеволоду Задерацкому.
Инициативу поддержал Российский музыкальный союз, взявший на себя организационные вопросы, и руководство столичного вуза, предоставившее зал под это явно некоммерческое мероприятие.
“Привилегия выйти на сцену Большого зала всегда принадлежала наиболее одаренным выпускникам Московской консерватории. Мы решили расширить географию смотра и пригласить всех, кого рекомендовали консерватории нашей огромной страны”,
— отметил ректор Московской консерватории профессор Александр Соколов.
Екатерина Мечетина в этот вечер тоже вышла на легендарную сцену, причем неоднократно, но не как пианистка.
Она самостоятельно объявляла каждого участника и, надо признать, оказалась на редкость органичной в этом амплуа: микрофон передавал ее обаяние и искренность не хуже рояля. Так и хочется переиначить старую шутку: не знаю, что это за музыканты, но в качестве конферансье у них — сама Мечетина.
Впрочем, можно предположить, что многие из неизвестных пока имен, объявленных со сцены БЗК, вскоре зазвучат по-настоящему громко. Мастерство ребят, большинству из которых — 20 с небольшим, позволяет признать: отечественная музыкальная педагогика по-прежнему в прекрасном состоянии, ну, и «не оскудела земля русская талантами».
Отмечу, прежде всего, трех сопрано — Эльвиру Авзалову (Казань), Александру Ляпич (Екатеринбург) и Юлию Музыченко (Санкт-Петербург).
В каватине Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки выпускница татарского вуза продемонстрировала пленяющую красоту тембра; ее коллега с Урала блеснула виртуозными колоратурами в арии Лакме из одноименной оперы Лео Делиба, в завершение уверенно взяв фа третьей октавы — самый высокий звук в мировом сопрановом репертуаре.
Наконец, певица из Северной столицы порадовала нетипичным репертуаром — номером из «Кандида» Бернстайна — и легкими переходами от трагического к комическому.
Вообще, программа концерта была пестрой жанрово и стилистически, но все же преимущественно консервативной. Фортепианные Рахманинов и Скрябин, скрипичный Изаи, органный Бах, теноровые хиты из «Пиковой дамы» Чайковского и «Тоски» Пуччини…
Свежую струю внесли исполнители на народных инструментах. И если баянист Кирилл Кассович (Саратов) в Сонате №1 Николая Чайкина сделал ставку на эффектную виртуозность, то Нелля Иманкулова (Астрахань) в концерте для домры Кирилла Волкова очаровала слушателей нежнейшими звуковыми кружевами, которые, тем не менее, были прекрасно слышны в Большом зале.
Точным выбором оказались и «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна. Органная пьеса французского композитора прозвучала в БЗК особенно красочно, оказавшись не только свидетельством исполнительского мастерства Мансура Юсупова (Санкт-Петербург), но и лаконичной демонстрацией тембрового разнообразия отреставрированного исторического инструмента Cavaillé-Coll.
Общая продолжительность концерта превысила три часа, и это, пожалуй, единственное, что стоило бы скорректировать в дальнейшем, через год. Законы человеческого восприятия не обойдешь: артистам, вышедшим на сцену во втором отделении, пришлось выступать перед уже подуставшей публикой.
С другой стороны, масштаб программы соответствует масштабу замысла — создать максимально широкую панораму регионального исполнительского искусства. И это удалось сполна.