Двадцатилетие фестиваля, давно уже переставшего быть Московским, Валерий Гергиев отмечает в том же духе – вопреки его географической “марке”.
И хотя официальное открытие фестиваля состоялось в зале “Зарядье” в пасхальное воскресенье, к этому времени музыканты уже проехали на поезде по одиннадцати регионам страны.
Выступления Мариинского оркестра – постоянного резидента фестиваля, прошли в Ярославле, Казани, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Красноярске, Томске, Кемерово, Тюмени, Перми, Кирове.
Наконец, в Москве оркестр сыграл на открытии два концерта с разными программами и с участием пианиста Даниила Трифонова. Прозвучали Восьмая симфония Антона Брукнера, Первая и Пятая симфонии Сергея Прокофьева, Концерт для фортепиано с оркестром Моцарта (№25, до мажор) и Второй фортепианный концерт Прокофьева.
Так знаменитый маэстро отметил свой 68-й день рождения, совпавший в этом году с пасхальным воскресеньем и открытием фестиваля. Как заметил Гергиев,
“так совпадало уже трижды. Но мой день рождения – не большое событие, а то, что мы отмечаем такой праздник и то, что Московский Пасхальный фестиваль выдержал такую громадную дистанцию – в двадцать лет, то, что он идет по всей России и даже в прошлом году, хотя и с опозданием, мы смогли дать концерты фестиваля в пятнадцати регионах, это для меня важно”.
Но если вернуться в 2002 год, когда в Большом зале консерватории открывался первый Московский Пасхальный фестиваль, то новый проект представлял тогда собой серию из шести концертов оркестра Мариинки с Валерием Гергиевым (из них один – в МГУ, и заключительный – 9 мая на Поклонной горе), воспринимавшихся в московской афише, как эксклюзивный звездный проект.
Эти концерты представляли актуальные исполнительские имена и названия, собиравшие аншлаги в Большом зале консерватории: “Дни Баха в Москве”, где прозвучали “Страсти по Матфею” в исполнении Филиппа Херрвега и Collegium vocale gent, выступление хора “The Sixteen” из Великобритании c дирижером Гарри Книстоферсом, мировые и российские премьеры сочинений Владимира Мартынова, Александра Раскатова, Гии Канчели, исполнение “Иоанна Дамаскина” Сергея Танеева, концерты Деборы Йорк, Михаила Плетнева, Миши Майского, Виктории Мулловой и многое другое.
С 2004 года фестиваль начал покидать территорию Москвы – концерты прошли в десяти городах. Был замах и на международный формат: фестиваль “Киевская Русь”, пасхальные концерты в Ереване, Киеве, Вильнюсе, Минске, Астане, Алматы, но в итоге утвердились большие российские гастроли по десяткам городов, музыкантам был выделен спецпоезд РЖД с маркировкой Московский Пасхальный фестиваль.
На сегодняшний день Валерий Гергиев выступил с симфонической программой фестиваля в более чем 140 городах России. Кроме того, всероссийский размах приобрели другие программы – хоровая, камерная, звонильная, благотворительная.
У фестиваля много поклонников, есть и критики, считающие, что невозможно выдавать безупречный музыкальный результат, играя по 2-3 концерта в день “с колес”, но те, кто реально бывают на этих концертах в регионах, знают, в какой отличной форме находится оркестр Мариинского театра и какие неожиданные, порой, даже для самих музыкантов, репертуарные сюрпризы выдает Гергиев в этих поездках, исполняя, например, в глубинке симфонию Брукнера, которую там никогда живьем не слышали, или сложнейшие симфонические полотна Рихарда Штрауса.
Брукнер прозвучал и на открытии ХХ фестиваля.
“Я считаю абсолютно естественным играть Брукнера на открытии,
– пояснил Гергиев выбор программы.
– Эта музыка очень высокого гуманистического звучания и в ней нет фальши и суеты, нет того, что губит наш мир сейчас”.\
Для вечернего концерта он выбрал две жизнеутверждающие симфонии Прокофьева – Первую и Пятую. Причем, Первая симфония прозвучала, как озорной “трюк” Гергиева, задавшего такой темп, что поневоле захотелось сверить таймер: казалось, вместо двадцати минут симфония проскочит за десять. Оказалось – за тринадцать.
Что поразительно, гайдновская точеная оркестровая лексика этой симфонии при таком темпе не пострадала – это мастерство оркестра. А после такого “дразнящего” разгона последовал сложнейший и изнурительный для солиста Второй фортепианный концерт Прокофьева – образец музыкального футуризма десятых годов прошлого века.
У Даниила Трифонова этот концерт с его бесконечным потоком аккордов, пассажей звучит с энергией barbaro, на предельно повышенной динамике, изматывающий виртуального “героя”. Показалось, что и сам Трифонов был в несколько уставшей форме, что отражалось моментами на рельефности фортепианной фактуры, “глохнувшей” в столкновении с махиной оркестра.
Между тем, марафон Второго концерта он выдержал с яростной энергией и глубиной погружения в многослойные пространства этой музыки – от напора наваждения до фольклорной колыбельной – по сути, точки отсчета всей человеческой судьбы.
Как пианист из Нижнего Новгорода стал зарабатывать $3,3 млн в год и попал в рейтинг Forbes
В ночь после концерта-открытия Валерий Гергиев с Мариинским оркестром отправились по маршруту: Воронеж – Новочеркасск – Ростов-на-Дону – Владикавказ – Волгоград – Брянск. 9 мая музыканты вернутся в Москву и дадут в этот день три концерта, в том числе, традиционный – на Поклонной горе.
Ирина Муравьева, “РГ”