Михайловский театр представил оперу “Летучий голландец” в рамках фестиваля “Золотая маска”.
“Летучий Голландец” отправился на покорение «Золотой маски». В этом году в фестивальном показе участвуют четыре спектакля Михайловского театра – балеты «Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетта», оперы «Евгений Онегин» и «Летучий Голландец». Именно романтическая опера Вагнера в постановке Василия Бархатова, претендующая на пять номинаций премии, открыла выступления труппы Михайловского театра – на Новой сцене Большого.
Василий Бархатов до последнего выверяет мизансцены и движения актеров – новая сцена Большого театра для них – вдвойне новая. Часть тех, кто волнуется сейчас за кулисами, на публику так и не выйдут: хор голландцев – 120 человек – останется за сценой вместе с валторнами. На сцене – ни в Михайловском, ни здесь – они просто не помещаются.
Номинант нынешней «Золотой маски», Василий Бархатов и на этот раз оправдал репутацию авангардиста. Перенес историю из XVII века в середину XX, напомнил о Монако времен принцессы Грейс. Главную героиню Сенту – в исполнении Асмик Григорян – превратил в киноманку.
Она часами смотрит черно-белый фильм про мрачного морского волка. Главный герой – Андрей Маслаков – предстает в образе киноактёра, который снимается в фильме, основанном на легенде о «Летучем голландце». У него за плечами – десятки разбитых женских сердец, но то единственное, верное, которое, по легенде, снимет с него проклятие вечного странника, он так и не встретил.
«Это история большого количества разочарованных в жизни людей, практически сломанных. Испорченных этой самой жизнью, хорошими ее аспектами и плохими. И одним светлым человеком, свет которого соревнуется только с его суицидальными наклонностями»,
— рассказывает Василий Бархатов. Сама же романтичная Сента своей верой в старинную легенду способна растопить лед даже самого жестокого времени. Открытая к экспериментам Асмик Григорян – номинируется на маску за главную женскую роль.
«Это была моя первая роль Вагнера, так что – Вагнер это отдельная планета. Я всегда старалась откладывать, потому что мне казалось, что после Вагнера не захочется петь больше ничего. Но как-то пока, вроде, поется и другое»,
– признается Асмик Григорян. Для дирижера Василия Петренко – соавтора Бархатова – и также номинанта на «Золотую маску» это, конечно, не первый Вагнер. И если с режиссером они легко нашли общий язык, то немецкий романтик потребовал максимума сил и энергии.
«Мне хотелось донести до зрителей, что Вагнер – это не всегда громко. В этой опере много прозрачных моментов, много тихой звучности оркестра»,
– поясняет дирижер. Хористки в пышных юбках позируют в шезлонгах, огромные компьютерных волны бьются, кажется, совсем близко. Бархатов не оставил в спектакле завораживающей мистики, свойственной вагнеровскому «Голландцу». Но главные смыслы сохранил.