Мариинский театр представил первую премьеру сезона – оперу П. И. Чайковского «Опричник».
Больше столетия нас отделяет от исторической премьеры оперы русского композитора, которые впервые прозвучала на подмостках Мариинского театра в 1874 году. И последняя постановка 1917 года не задержалась надолго в репертуаре театра.
Сам Чайковский был неравнодушен к своему детищу. Музыка «Опричника» ведет слушателя дальше исторического сюжета оперы по мотивам романа Ивана Лажечникова, раскрывая то, чего в нем формально нет.
Раннюю оперу Чайковского считают слабой и недостойной его поздних шедевров, может быть, в этом одна из причин ее отсутствия на театральных сценах. И все же партитура сочинения таит в себе немало жемчужин, которые за разговорами о «раннем» и «слабом» принято не замечать. Здесь немало трагических и даже страшных страниц: Чайковский «Пиковой дамы» и Чайковский «Опричника» не равны по мастерству, но думают и говорят на одном языке.
Без опричнины немыслима история России, конфликты особенно не утихали на пороге границ времени, поэтому такая история волнует зрителя и сегодня.
Дебютную работу режиссеру-постановщику Виктору Высоцкому в команде с художником Юлией Гольцовой и хореографом Константином Чувашевым доверил на сцене Концертного зала Мариинки художественный руководитель и главный дирижер театра маэстро Валерий Гергиев.
Виктор Высоцкий:
«Мы не делаем историческую постановку. Власть и аппарат насилия всегда были безнравственны. Во все времена существовал сыск. Можно понять, почему эту оперу редко ставили в советское время, уж слишком прямые аллюзии возникали бы – вступать в партию или нет. Кстати, гражданское общество, представленное в драме Лажечникова ярче, чем существует сейчас.
Несмотря на то, что все вокруг славят царя, но все проклинают опричников, которые есть опора. И вот, кажется это сложность, странное отношение к царю и его слугам, непонимание кто кому служит – эта проблема в нашем государстве сохраняется. Царь в этой опере есть такая фигура умолчания».
В спектакле приняли участие солисты Мариинской оперы: Владимир Феляуэр (князь Жемчужный); Екатерина Гончарова (дочь Жемчужного); Екатерина Крапивина (молодой опричник Басманов); Владимир Ванеев (князь Вязьминский); Наталья Евстафьева (боярыня Морозова).
В роли опричника Андрея Морозова блестяще выступил тенор Александр Михайлов.
Мучимый угрызениями совести, главный герой разрушает жизнь не только себе, но и своей старой матери, принимая обет посвящения в опричники.
Александр Михайлов:
«Морозов противостоит самому себе. У него в голове происходит сумбур юноши-максималиста, в то же время уже здравого мужа, который вот только что вылетел из мамкиного гнезда. На этих характерных качествах я старался строить своего героя. Я лично ему не симпатизирую. Ведь Андрей очень недальновиден и живет исключительно сегодняшним днем. Боюсь, в наше время такая стратегия не эффективна»
Оркестр под управлением Валерия Гергиева звучал очень импульсивно, с присущей долей драматизма и ярких контрастных акцентов.
Отмечу, что первая оперная постановка сезона в Мариинском театре стала продолжением цикла концертов и спектаклей к юбилейному году Петра Ильича Чайковского.
Ближайшие спектакли «Опричника» можно будет посетить 26 ноября и 21 декабря 2015.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru