В Санкт-Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра завершилась неделя органной музыки.
Гостями III международного органного фестиваля стали музыканты из Франции, Великобритании, Нидерландов и России. Публика смогла по достоинству оценить мастерство исполнительского искусства каждого из органистов, сравнить разные школы и поколения.
Приезд в северную российскую столицу Тьерри Эскеша всегда становится подлинным художественным событием. Он неоднократно бывал с концертами в зале Мариинского театра, а с этого сезона возглавил руководство III международным органным фестивалем в Мариинке.
В исполнении Тьерри Эскеша прозвучал Концерт для органа с оркестром Франсиса Пуленка. Музыкант переиграл его с разными оркестрами мира, тем не менее в сотрудничестве с Мариинским оркестром неизбежно находит новые краски. Тьерри Эскеш:
«Меня в очередной раз вдохновила фантастическая игра оркестра Мариинского театра и гениальная работоспособность маэстро Валерия Гергиева.
Произведение Пуленка было создано в то время, когда авангард уже установил свои правила. Между тем, органный концерт остался верным духу колдовского очарования равелевских гармоний. В партитуре сочинения прослеживаются и мрачные штрихи, которые позднее раскроются в опере «Диалог кармелиток».
В какой-то момент, ощущаешь параллели с Бахом, а иногда незаметно проскальзывает черная тень… Идея смерти и религиозные вопросы, несомненно, присутствуют здесь. Это произведение скорее вопросительное, нежели утвердительное».
У Валерия Гергиева тоже остались яркие ощущения от встречи с Тьерри Эскешом. Валерий Гергиев:
«Мы сотрудничаем уже не первый год. Тьерри Эскеш – незаурядная личность, блестящий органист и композитор. В этом артисте меня многое интересует. Я думаю, что мы далеко не исчерпали возможность сделать еще какие-либо творческие акции, новые не только для Санкт-Петербурга, но и всей России. Приятно так тесно и плодотворно сотрудничать с нашими коллегами из Европы.
Тьерри Эскеш – как раз один из таких артистов. Он очень любит наш Концертный зал, высоко ценит звучание органа. Так что мне вдвойне доставляет и творческое, и человеческое удовольствие наш совместный союз, который, как мне кажется, радует любителей музыки тоже»
Исполнению произведения Пуленка предшествовали Органная пассакалия и фуга И. С. Баха. Впрочем, сама программа концертного вечера выглядела довольно пестрой и разнообразной.
С приходом Валерия Гергиева в Мюнхенский филармонический оркестр, который он возглавил с сентября этого года, у дирижера неизбежно возрастет интерес к немецкой музыке. Вот и с оркестром Мариинского театра российский маэстро постепенно открывает публике неизведанные горизонты немецкой музыкальной культуры XX столетия.
Одним из таких сочинений стала Сюита из оперы Карла Амадеуса Хартманна «Юный Симплициссимус» по мотивам плутовского романа немецкого писателя XVII века Ганса Гриммельсгаузена «Похождения Симплициссимуса». Нечасто можно услышать в интерпретации Валерия Гергиева романтические произведения Карла Марии фон Вебера. В этом концерте оркестр Мариинского театра исполнил увертюру к опере «Вольный стрелок» и «Приглашение к танцу» в искусной оркестровке Гектора Берлиоза.
Также в программе вечера прозвучали Симфония № 82 «Медведь» Йозефа Гайдна и романс в народном стиле «Таня-Катя» Родиона Щедрина. Его проникновенно исполнила молодая певица из Санкт-Петербурга Пелагея Куренная, у которой постепенно складываются успешные отношения с Мариинским театром.
Возвращаясь к органному фестивалю, хочется отметить особый статус данного музыкального форума в истории фестивалей Мариинского театра. У этого праздника музыки уже сложилась богатая событиями история, фестиваль имеет своего слушателя, в его программах расширена палитра жанров и направлений необъятного мира органной музыки.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru