В канун Нового года в Мариинском театре прошла большая премьера оперы Джузеппе Верди «Трубадур».
В спектакле собраны лучшие силы мировой оперы – сольный партии исполняют Анна Нетребко, Екатерина Семенчук, за дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев, а режиссером стал итальянец Пьер Луиджи Пицци.
В «Трубадуре» Нетребко исполняет партию Леоноры, аристократку, влюбленную в простого поэта-песенника. Вот что рассказала Нетребко об этой работе «Леонора – женщина средневековая, влюбленная, жертвующая. Увы, но таких в современной жизни уже и не встретишь.
В «Трубадуре» меня больше всего привлекает музыка – ведь это одна из самых красивых партий, написанных для сопрано». Кстати, после исполнения коронной арии переполненный высоких чувств Мариинский-2 в течение трех минут (во время спектакля!) аплодировал Анне.
Режиссером-постановщиком «Трубадура» стал итальянец Пьер Луиджи Пицци. Многие заметили, что его постановка – одна из самых лаконичных, в ней нет итальянской помпезности, шикарных декораций, ничто не отвлекает зрителя от музыки Верди.
«По моему мнению, «Трубадур» – образец вердиевской мелодрамы, точка отсчета для многих композиторов XIX века. Совершенство музыкальной формы оперы, увлекательный сюжет, яркие хоровые фрагменты, необыкновенная красота мелодий позволяют Верди с невероятной силой передать человеческие страсти: любовь, ненависть, ревность, месть, смерть.
Вновь принимаясь за работу над любимой многими оперой и делая это в период зрелости, я хотел сконцентрироваться на психологии героев. Особое внимание постарался уделить и насыщенной драматической фабуле.
Мне кажутся очень впечатляющими образы главных персонажей, созданные прекрасными певцами и артистами. Азучена – безусловно основное действующее лицо: она коварно разжигает конфликт Манрико и графа ди Луны, двух братьев, не знающих о своем родстве, и пробуждает в них соперничество и взаимную ненависть.
Леонора – один из самых романтичных персонажей в истории оперы. Две арии, которые Верди ей посвящает, «Tacea la notte placida» и «D’amor sull ali rosee», вызывают невероятную нежность к этой отважной женщине, которая принимает решение принести себя в жертву ради любви. Эта опера вызывает у меня сильные чувства, и я хотел бы передать это благородное волнение публике”,
– рассказал гость Северной столицы.
Про работу Анны Нетребко в петербургском «Трубадуре» можно говорить долго (несмотря на то, что она живет в Вене, гастролирует по всему миру, но народная артистка России до сих пор числится в штате Мариинского театра, откликаясь по первому зову на всегда неожиданные и глубокие предложения маэстро Гергиева. – Прим. Авт.). В который уж раз на родной для себя петербургской сцене Примадонна Анна показала высоты вокального и артистического мастерства, не только не обманув ожидания простых слушателей и придирчивых критиков, но отодвинув планку вдохновенного мастерства еще выше.
Многие ждали взлета и от молодой петербургской меццо-сопрано Екатерины Семенчук, тем более на официальном сайте Мариинского театра ее портрет был представлен рядом с великой Анной. И надежда Мариинки выдержала этот сложнейший экзамен.
«Моя цыганка Азучена – сумасшедшая. Но все привыкли к ее сумасшествию, потому что она грезит этой историей, грезит, как бы ей отомстить за мать. В то же время она растит мальчика, даже не своего сына, безумно любит его, готова пожертвовать собой ради него»,
– рассказывает Семенчук. После окончания спектакля, поздравив Екатерину с премьерой, да еще в таком звездном обрамлении, наши питерские корреспонденты взяли слово с певицы, что сразу после Нового года она даст «ВМ» эксклюзивное интервью, рассказав не только о «Трубадуре», о работе с Нетребко, Гергиевым, а также Родионом Щедриным, о недавних гастролях в Неаполе и только что прошедшем сольном концерте в Малом зале имени Глинки, а также о самых ярких проектах 2013 года, оказавшегося столь удачным в карьере восходящей звезды мирового оперы.
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев подчеркнул, что этой оперой Мариинский завершает серию проектов к 200-летие со дня рождения Верди, не забыв и о том, что «Трубадур» занимает особое значение в биографии великого дирижера:
«В 1978 году я только попал в театр и был стажером. И это была первая опера Верди, которую я дирижировал, в тогда еще Кировском театре. Теперь в моем репертуаре едва ли не все оперы Верди».
Разумеется, и после юбилея музыка великого Верди будет щедро представлена в Мариинке. 29 Мариинский-2 (Новая сцена) опять премьерный спектакль: Александр Антоненко в опере «Отелло» (новая сценическая редакция постановки 2007 года), дирижер – Валерий Гергиев, режиссер – Валерий Бархатов.
Буквально за пять часов до Нового года, 31 декабря в Мариинке-2 вновь дадут «Трубадура», которым продирижирует маэстро Гергиев (партия Леоноры – Татьяна Сержан).
Следующие спектакли «Трубадура»: 2 и 12 января, 17 февраля. Уже на премьере были замечены многие московские критики, опероманы, что не могли пройти мимо этого грандиозного события. Москвичей ждут и на новых спектаклях!
Михаил Садчиков, “Вечерняя Москва”