Августовскую серию европейских гастролей с оркестром Мариинского театра Валерий Гергиев завершил в Люцерне на знаменитом Летнем фестивале классической музыки.
Музыканты прибыли туда из Эдинбурга, где накануне выступили с грандиозной оперной дилогией Г. Берлиоза «Троянцы».
Коллектив Мариинского театра уже бывал на швейцарском фестивале, однако в последние годы Валерий Гергиев все чаще гастролировал там с западными оркестрами. Тем отраднее было услышать петербургский оркестр с его фирменным репертуаром.
В концертном зале Конгресс-центра прозвучали произведения Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского и Фредерика Шопена. В Втором фортепианном концерте фа минор польского романтика солировал лауреат первой премии XIV международного конкурса им. Чайковского Даниил Трифонов. От тонкой рафинированной игры молодого пианиста, сопровождаемой деликатным аккомпанементом оркестра, было сложно оторваться.
Его искусное владение роялем, мягкое туше, безупречность пропорций формы просто изумляли.
Инкрустированные звучания парящих дивизий струнных во вступлении к опере “Лоэнгрин” Рихарда Вагнера, открывшем вечер, возникали словно из небытия. Экстатические хоралы духовых пленяли слух своей непосредственностью и благородством.
Кульминацией программы стало второе отделение. Такого внутреннего натиска, боли и отчаяния в Шестой “Патетической симфонии” П. И. Чайковского давно не приходилось наблюдать на концертах маэстро Валерия Гергиева, равно как и в других интерпретациях “симфонического реквиема” П. И. Чайковского.
Действительно, этот вечер оправдал все надежды! За четыре части симфонии были пройдены этапы человеческой жизни с ее бесконечными перипетиями.
Оркестр играл на пределе эмоций с полнейшей самоотдачей, неукоснительно следуя за дирижером, вулканическая энергия которого распространялась через флюиды в зал. Публика слушала затаив дыхание, а последние такты трагического финала постепенно замерли с тихими и мерными пиццикато контрабасов, подобно последним ударам сердца…. И дальше – тишина, от которой никак не хотелось смиряться с последовавшим затем шквалом аплодисментов.
Зал приветствовал петербургских музыкантов стоячей овацией. Браво, мариинцы и маэстро Гергиев!
Виктор Александров, Люцерн (Швейцария), ClassicalMusicNews.ru