В Москве проходят гастроли Мальтийского филармонического оркестра. Они открылись 21 ноября 2019 выступлением в зале «Зарядье». 23 ноября состоялся концерт в Светлановском зале Московского международного дома музыки, вместе с музыкантами оркестра на сцену вышел знаменитый австралийский скрипач тайваньского происхождения Рэй Чен.
Третье выступление московского турне МФО состоялось 25 ноября в Стравинском зале музыкального театра «Геликон-Опера».
Концерт открылся произведением композитора Алексея Шора — сюита для фортепиано с оркестром Travel Notebook – «Путевые заметки». Солист вечера — итальянский пианист Алессандро Таверна.
Романтический образ солиста, напоминающего поэта из романов XIX века, удивительно гармонировал с лирическим характером музыки Алексея Шора. Масштабное произведение в семи частях началось с проникновенной «Молитвы путника».
В течение следующих 30 минут музыканты вместе с солистом постарались передать атмосферу разных городов Европы. Здесь были слышны звуки оживленной пешеходной улицы в центре столицы Испании, ощущалась грусть прощания с Римом, строгость и торжественность Люксембургского сада в Париже, меланхолическое настроение Венеции, атмосфера праздника на скачках в Эскоте.
Нежное, деликатное туше пианиста очень точно передало всю поэтичность и восторженность «Путевых заметок». Романтическая музыка Алексея Шора обладает той поразительной образностью, которая легко читается публикой.
«Я пришел со своей девушкой, если честно, думал будет скучно. Но мне очень понравилось, прямо как крылья за спиной выросли»,
— поделился один из слушателей.
«Концерт на „пятерку“! Это для меня новая классика, мне она напоминает музыку к хорошим французским фильмам»,
— слова одной из постоянных посетительниц «Геликон-Оперы».
Зал, вдохновленный последними аккордами Концерта, поблагодарил оркестр, пианиста и самого композитора, который вышел на сцену, продолжительными аплодисментами. В конце своего выступления Алессандро Таверна сыграл на бис небольшое произведение австрийского композитора Фридриха Гульды.
Второе отделение концерта началось с произведения мальтийского композитора Николо Изуара, который творил преимущественно во Франции на рубеже XVII-XIX вв. Увертюра из оперы-буфф «Турецкий доктор» для симфонического оркестра — лёгкая и жизнерадостная, напоминающая лучшие страницы опер Джоаккино Россини — была исполнена оркестром ярко и стремительно.
Следом прозвучали «Средиземноморские танцы» мальтийского композитора Чарльза Камиллери — программное по духу произведение, которое вполне могло бы быть театральной музыкой, с постоянно меняющимся сюжетом. Надо сказать, что духовые группы оркестра звучат на очень высоком уровне, особенно хочется отметить безукоризненное соло фагота.
Сама музыка Чарльза Камиллери, который скончался в 2009 году, очень популярна на Мальте, прежде всего потому что композитор много внимания уделял музыке народной, активно используя сюжеты из старинных легенд и аутентичные мотивы в своем творчестве.
Завершился концерт сюитой из балета Bahr современного мальтийского композитора Альберта Гарсии. Пульсирующая, танцующая, искрящаяся музыка, с восточным колоритом и буйной языческой энергией вызвала восторженные аплодисменты зала. Публика была готова к произведению на бис, впрочем, ее ожидания не оправдались.
Это был единственный из четырех концертов турне, в котором звучала музыка исключительно представителей острова Мальты. Произведения разных жанров, разных форм и даже разных эпох продемонстрировали российскому слушателю множество граней музыкальной культуры средиземноморского острова.
Дженнет Арльт