С 13 по 21 ноября 2017 года в Москве Лаборатория современного зрителя Пермского театра оперы и балета провела для любителей музыки выездной цикл занятий по разбору Первой симфонии Густава Малера и скрипичного концерта Альбана Берга.
“Лаборатория современного зрителя” – просветительский проект Пермского театра оперы и балета, общедоступная бесплатная школа культурного образования, включающая творческие встречи с постановщиками и актерами, лекции, мастер-классы, посещение открытых репетиций.
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, автор и куратор проекта Теодор Курентзис так обозначает ценность лаборатории:
“Наш проект “Лаборатория современного зрителя”- одна из самых важных целей для меня. Академическая музыка – это определенная территория, и чтобы войти в нее, нужен проводник.
Большая часть великих произведений искусства остается закрытой для зрителя, ее способны открыть для себя только исполнители, которые много репетируют.
Зритель, который слушает произведение один раз, может ощутить его обаяние, но он не может полностью понять, о чем идет речь. Мы пытаемся преодолеть это расстояние между сценой и зрителем и быть открытым театром для всех”.
Участники проекта вместе с приглашенными специалистами разбирают произведения, премьера которых готовится в театре, что помогает глубже проникнуть в замысел автора, подготовиться к более осмысленному восприятию, услышать выразительные возможности, заложенные в произведении, понять его язык и структуру.
Лаборатория в Москве открылась встречей Теодора Курентзиса со зрителями, которую провёл композитор Леонид Десятников.
Зал был переполнен, несмотря на ограниченное число регистраций. Статуя Давида с изумлением взирала на людей, облепивших все пространство Итальянского дворика в надежде увидеть и услышать своего любимца.
Теодор Курентзис и Леонид Десятников появились под оглушительные аплодисменты, которые герой дня принял со скромной признательностью, сказав, что это большая честь для него.
Беседа была почти целиком посвящена разбору первой симфонии Густава Малера, Теодор Курентзис пропел многие темы из симфонии, дал небольшой музыковедческий анализ, углубился в интересные для него детали партитуры.
Расширить свои мысли до метафизических категорий ему не давал Леонид Десятников, который строго удерживал собеседника в границах темы.
Однако без мистификаций не обошлось: Теодор Курентзис таинственно сообщил зрителям, что в его владении находится партитура с особыми пометками, но отказался раскрыть зрителям, каким образом она попала в его руки и сохранил интригу. Разговор вышел увлечённым, и зрители сожалели, что время пролетело так быстро.
Следующие дни лаборатории, как в хорошем учебном заведении, были наполнены лекционным курсом и практическими занятиями.
Вообще, Лаборатория современного зрителя Пермского Театра к выбору преподавательского состава подходит очень серьезно и основательно. Читать лекции о Первой симфонии пригласили Ренате Старк-Войт, музыковеда, доктора наук, редактора Нового Критического Издания (NewCriticalEdition) о Малере.
О концерте Альбана Берга рассказывала Юлия Сергеевна Векслер, крупнейший специалист в России по нововенской школе и по творчеству композитора.
На время лекционных занятий лаборантов приютил зал Микеланджело в музее Пушкина. В окружении копий скульптурных шедевров великого гения студенты лаборатории открывали для себя мир Первой симфонии Малера, анализировали истоки ее программы, изучали музыкальные цитаты и аллюзии в произведении, узнавали историю создания и правок симфонии, разбирали различные редакции партитур.
Особо трогательным было присутствие на лекционной программе Инны Алексеевны Барсовой, профессора МГК, специалиста по западноевропейской музыке и крупнейшего в России малероведа. Лектор и переводчик признались, что не без трепета готовились к занятиям, представляя ее реакцию и сверяясь с ее мнением.
Завершал теоретический цикл музыковед Алексей Парин, рассказавший слушателям о дирижерах-композиторах.
Большой блок лекций был посвящен балетоведению – лаборанты смотрели отрывки балетных постановок на музыку Малера и слушали про историю танца под руководством искусствоведов Виты Хлоповой и Ники Пархомовской.
Практические занятия лаборатории и вовсе поражали градусом эксклюзивности события. Мастер-класс для лаборантов провел знаменитый и модный хореограф, без преувеличения сказать – мировая звезда современного балета Владимир Варнава, как всегда, покоривший студентов своим талантом и личным обаянием.
Лаборантка Кристина Стефанович поделилась своим впечатлением о мастер-классе:
“Это абсолютно невероятно! Меньше чем за час Варнава создал настоящий перформанс, объединив как танцоров-любителей, так и тех, кто первый раз в жизни пришел в танцкласс. У Владимира потрясающая энергетика – легкая и светлая. Это человек открытый, тонкий и очень чуткий. И, конечно же, бесконечно талантливый!”
Легко и непринужденно прошел разбор партитуры первой симфонии Густава Малера вместе с обаятельным дирижёром Пермского театра Артёмом Абашевым. Пробежавшись по каждой части симфонии, Абашев проиллюстрировал некоторые темы на рояле и рассказал об особенностях работы над симфонией с Теодором Курентзисом.
Самым прилежным студентам разрешили войти в святая святых – посетить студийную запись первой симфонии Густава Малера, над которой работал во время лаборатории Теодор Курентзис.
Студенты смогли воочию убедиться в том, что скрупулёзность проработки каждой детали, филигранная отточенность каждой ноты, бесконечный творческий поиск, работа на износ над каждой фразой – это не пустые слова и не мифология.
Воссоздать звучание эпохи Малера – первая задача. Духовики играют сначала в стандартной рассадке, затем расходятся по разным углам зала, играют, проходя от одной колонки к другой – не попытка ли это прозвучать как клезмерский оркестр? На поиск этого звучания не жалеют времени, не щадят сил.
“Не отключайтесь от моей энергии”,
– произносит дирижер, и коллектив демонстрирует сплоченность и энтузиазм, готовность слушать своего лидера, несмотря на усталость, умение повиноваться жесту дирижёра как огромная послушная машина.
Посещением студии звукозаписи завершились занятия для студентов Лаборатории, оставив предвкушение праздника от ожидаемого 25 ноября концерта.
Жители Санкт-Петербурга также смогли побывать на творческой встрече Теодора Курентзиса с режиссером Александром Сокуровым. На этот раз это была беседа о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире, о красоте и эстетике.
23 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоялся концерт оркестра musicAeterna: Теодор Курентзис дирижировал Первой симфонией Густава Малера, а Патрисия Копачинская исполнила скрипичный концерт Альбана Берга “Памяти ангела”.
25 ноября эту же программу услышат москвичи в Большом зале Московской консерватории.
Наталья Шкуратова