Одиннадцать лет подряд в день Святой Пасхи Валерий Гергиев нарушает только одну традицию – в один из главных православных праздников он работает: на сцене Московской консерватории вместе с коллегами-музыкантами открывает традиционный Пасхальный фестиваль.
Не прошло и недели, как он вернулся из Великобритании, где выступал в Лондоне и Ноттингеме, два дня назад дирижировал оркестром на премьере оперы “Дон Кихот” в Мариинском театре, дал пять концертов на фестивале молодых исполнителей в Петербурге. Как говорят в оркестре маэстро, все это только разминка – теперь их ждет настоящий музыкальный марафон.
Фестиваль этого года едва ли не самый насыщенный за всю историю существования проекта. За 25 дней вместе с оркестром Мариинского театра Валерий Гергиев проедет по 37 городам России. Для таких путешествий у маэстро даже есть специальный пасхальный поезд, который в прошлом году он преодолел более 10 тысяч километров.
Композитор номер один в пасхальной программе – Сергей Прокофьев, которого маэстро Гергиев называет своим любимым автором. На фестивале прозвучат все его фортепианные концерты и семь симфоний.
Для церемонии открытия маэстро выбрал три произведения — Первый концерт для фортепиано с оркестром, Первая симфония и Пятая — “о величии человеческого духа”, как говорил сам Сергей Сергеевич. Целиком “Прокофьевский цикл” оркестр Мариинского театра с успехом исполнял в Лондоне, Эдинбурге, Нью-Йорке и Париже.
Валерий Гергиев говорит, что и там он старался показать ценителям искусства разного Прокофьев:
“Прокофьев менялся, это как ранняя весна и поздняя осень. Все-таки, и в том, и в том есть своя прелесть. Вот и наша задача – показать многогранность этих образов, их колоссальное количество”.
Свой Первый концерт Сергей Прокофьев сочинил, еще будучи студентом. На Пасхальном фестивале его исполняет тоже студент, пианист и композитор Даниил Трифонов. Мстислав Ростропович при знакомстве с этим молодым человеком так охарактеризовал его – “блестящий талант”.
В свои 21 год Даниил — лауреат трех престижных международных конкурсов: имени Шопена в Варшаве, имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве и имени Чайковского в Москве. Вместе с Валерием Гергиевым он выступал больше 15 раз, по просьбе маэстро взялся разучивать Первый концерт Прокофьева, чтобы впервые исполнить его на главной академической сцене страны.
Открыть новые имена, дать возможность ценителям классики услышать мировые шедевры в провинции – вот только несколько задач, которые перед собой ставят организаторы Пасхального фестиваля. При этом ни слова о прибыли — с 2002 года почти половину билетов на фестиваль раздают бесплатно, в первую очередь, малоимущим и бюджетникам, для которых оркестр Мариинского театра мог бы выступить и больше, чем 150 раз — ровно столько концертов запланировано в этом году.
Но есть проблема – отсутствие площадок. О создании новых залов маэстро Гергиев лично ведет переговоры с региональными властями.
“Мы в Липецке играли в театре, где было 400 мест. Наверное, будь там больше мест, зал бы был полон. Нам так кажется. Но в городе, где есть самый большой комбинат, мог бы быть и зал. И я думаю, скоро он там будет”.
Для гостей Пасхального фестиваля маэстро Гергиев готовит несколько сюрпризов. Так, актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова примут участие в музыкально-литературном проекте на музыку Сергея Прокофьева к пьесе Александра Таирова “Египетские ночи”.
В Москве и Киеве в опере Модеста Мусорского “Хованщина” споет Народная артистка России, лауреат премии “Грэмми” прошлого года Ольга Бородина. Завершится фестиваль традиционно — гала-концертом на Поклонной горе, который пройдет 9 мая, в день 67-й годовщины Великой Победы.