13-го сентября 2019 Самарский академический театр оперы и балета открыл 89-й театральный сезон премьерой оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель Евгений Хохлов. Режиссёр-постановщик Наталья Дыченко. Художник-постановщик Елена Соловьёва. Художник по костюмам Наталья Замалиндинова. Художник по свету Евгений Ганзбург. Художник по компьютерной графике Владимир Поротькин. Хормейстер- постановщик Ольга Сафронова. Главный хормейстер Максим Пожидаев. Хореограф-постановщик Павел Самохвалов.
Сказать, что это стало настоящим праздником для всех поклонников театра — ничего не сказать. 13 и 14 сентября войдут в историю Самарской оперы как явление, прежде всего, как торжество искусства Театра и Музыки, вокала и актерского мастерства. Великолепная постановка, яркая, радостная — радость она и подарила.
Но прежде, чем вновь погрузиться в подаренную театром самарцам красоту — небольшой экскурс в историю.
«Любовь к трем апельсинам» Сергея Сергеевича Прокофьева стала первой его оперой, которую поставили на сцене. Либретто по сказке К. Гоцци композитор создавал сам и в нем удалось передать всю атмосферу лучезарной поэзии итальянского драматурга и жанр комедии дель-арте.
В этом произведении Сергей Прокофьев не только отдал дань европейским традициям, но и выстроил сюжет, который идеально подходил для русского искусства. Однако, премьера оперы состоялась в США, в Чикаго 30 декабря 1921 года. Для этого либретто было переведено на французский язык, которым Прокофьев владел лучше, чем английским.
Ноты к премьере спектакля были выпущены старейшим музыкальным издательством Breitkopf & Hartel. Несмотря на то, что перед премьерой композитор очень нервничал, она прошла триумфально. Всего через пару месяцев после премьеры спектакль поставили в Нью-Йорке, и после такого ошеломительного успеха опера мгновенно появилась в репертуаре всех мировых театров.
На Родине постановку оперы осуществили в 1926 году в Мариинском театре, а спустя год — в Большом. Опера «Любовь к трем апельсинам» считается первой русской комической оперой, увидевшей свет после революции. Этот комедийный спектакль объединил в себе разные жанры: оперы-буффа с ее обилием забавных сцен, оперы-феерии с развитыми фантастическими эпизодами, пантомимической и даже балетной постановки с развернутыми оркестровыми номерами. В ней специально заострены все комедийные принципы, доведенные до гротеска и гиперболизации.
Напомним также, что создать оперу по мотивам популярной венецианской комедии Прокофьеву посоветовал режиссер В. Э. Мейерхольд, у которого уже был подобный опыт. Он стал и соавтором свободной обработки этого произведения, напечатанной в театральном издании «Любовь к трем апельсинам», главным редактором которого являлся.
У этой оперы Прокофьева счастливая судьба. «Любовь к трем апельсинам» ставили почти на всех известных сценах мира. Среди наиболее успешных иностранных постановок можно выделить спектакли в Берлине в «Комише опер» (1968), Милане в «Ла Скала» (1974) и Мюнхене (1991).
Опера любима публикой и в наше время. В недавние годы она была поставлена Георгием Исаакяном в театре Н. Сац, Дмитрием Бертманом в Геликон-опере, популярностью пользуется постановка Александра Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В конце 2013 года эта работа была представлена в Латвийской национальной опере, с 2016 года она с небольшими изменениями ставится в России. И вот, новая версия, осуществленная Натальей Дыченко в Самарском театре Оперы и Балета.
Прокофьев считал, что чувство юмора и самоирония самые важные качества для человека. Композитор говорил о своем новаторском и ярком творении:
«Пытались понять, над кем я смеюсь: над зрителями, над автором сказки или людьми без чувства юмора. Находили в опере и смешки, и вызов, и преувеличения, однако я просто создал веселый спектакль.»
Именно таким — веселым, феерично-волшебным, ярким и радостным получился спектакль в Самарском театре оперы и балета. Идея постановки принадлежит главному дирижеру Евгению Хохлову. После первого премьерного спектакля и перед началом второго, 14 сентября, он немного рассказал о том, как проходила подготовка к премьере:
«Я очень люблю музыку Прокофьева, всегда мечтал соприкоснуться с этой оперой. Я хотел поставить такой спектакль, который был бы интересен всем: взрослым и детям, школьникам и студентам — людям разных возрастов. Я очень доволен, что мы осуществили эту постановку. У нас практически три состава, и я очень доволен, что это все сделано нашими силами.
Музыка оперы на самом деле очень трудна для оркестра, архитрудна. Это прокофьевское письмо, это отдельный язык. Бесконечные бемоли-диезы.. Скачки, хроматизмы и так далее. Чтобы говорить этим языком образно, нужно говорить без акцента. И нам это удалось. Мы добивались такого звучания, чтобы все сказали: да, это Прокофьев.
Мы очень насыщенно репетировали, хотя время было сжато. (Оркестр в процессе я отправил на Гимн России в Санкт-Петербург – это очень важно, и они с честью представили искусство губернии). На премьере оперы — оркестр звучит искрометно, в музыке все отразилось, вся ирония, сарказм и вся доброта Прокофьева.
Я благодарен музыкантам, всем солистам. Благодарю Наталью Дыченко и наших художников, Елену Соловьеву — она художник-постановщик – это великолепная ее работа, также, как и костюмы Натальи Земалиндиновой. Все проделали огромную работу и по премьере, можно говорить о том, что она получила хорошую оценку у зрителей!»
Не просто хорошую, а восторженную. Я была на обоих премьерных спектаклях. Эти два дня – 13 и 14 сентября – навсегда будут ассоциироваться у самарцев с ощущением праздника…
Все же, отрешившись от эмоций – что, в данном случае, не очень легко – начнем рассказ сначала.
Режиссер Наталья Дыченко подошла к решению с юмором, погрузив зрителя в некую условную данность с отсылками-загадками, как и должно быть в комедии дель-арте. Маски, смешение эпох — тут и черный квадрат Малевича, и «Турандот» Мейерхольда, и супрематизм. Чего стоит выход физкультурниц и пловчих в ностальгических для старшего поколения купальных шапочках – артистки хора здесь выступали вместе с артистами балета, создававшими акробатические пирамиды, столь популярные в советских парадах первого десятилетия после революции.
Собственно, подобных симулякров в постановке достаточно, но они настолько по-хорошему смешны и уместны, что воспринимаются с добрым юмором и удовольствием. Чему способствуют яркие, изысканные костюмы, подчеркивающие принадлежность героев той или иной силе.
Фиолетовая Фата-Моргана — великолепная работа Татьяны Лариной! Прекрасная певица, любимица самарской публики: Кармен и Ярославна, Розалинда и Катерина, Аида и Мими — сколько образов: лирических, драматических создала она на самарской сцене. А здесь раскрылась как замечательная комическая актриса. Красивая, зловещая и забавная.
Не зря принц, ипохондрик, страдающий депрессией, рассмеялся. Лия Габриэлян на другой день в этой партии также очень убедительна. На премьере 13-го Принцем был Дмитрий Крыжский, ведущий тенор театра. Его Принц — внушительный и величественный, унылый и несчастный. И опять-таки смешной. Что очень нетривиально для тенора — а как великолепно все сделал!
Александр Титель: “Марш из “Любви к трем апельсинам” должен звучать в метро”
14-го сентября Принцем выступил Антон Кузенок. Как же радостно его вновь увидеть и услышать на самарской сцене. Солист Кельнской оперы, он все равно наш! Он создает несколько иной образ — хрупкий, изнеженный меланхоличный. Дивный голос, чистый полетный, прекрасный Принц, достойный в конце того счастья, которое обрел благодаря волшебнику Челию и весельчаку Труффальдино.
На премьере Челио пел Георгий Шагалов, 14-го трансформировавшийся в Короля, отца Принца. В обеих партиях равно убедителен – и вокально, и актерски. А на премьере 13-го в партии Короля выступил блистательный бас самарской оперы Андрей Антонов, также 14-го представший магом. О голосе замечательного певца говорить не стану — надо слышать и наслаждаться. Отмечу, как пример молодым, великолепную дикцию. Когда каждое слово подается округло, отточено и публике не надо задирать голову на титры (кстати, титры были — и это очень хорошо, несмотря на то, что опера на русском языке).
Добрые силы в опере олицетворяет, конечно, и Труффальдино. В обоих премьерных спектаклях эту партию и роль исполнил Анатолий Невдах. Анатолий Невдах, лирический тенор, певец, обладающий редкой музыкальной культурой, великолепным чувством стиля и виртуозной актерской техникой. Его Труффальдино – воплощение всего самого светлого, самого доброго, поэтому так легок, естественен и забавен в каждом движении.
Поистине балетной грацией покорила Наталья Бондарева — Смеральдина в день премьеры. Персонаж совсем не положительный, верная сообщница Фата-Морганы. И партия, и роль проходят через весь спектакль. Красивое крепкое сопрано, великолепное актерское мастерство позволило певице создать яркий характерный образ. А финальный пробег через сцену продемонстрировал танцевальную легкость и пластичность замечательной певицы-актрисы. Исполнительница этой же роли на второй день — Наталья Дикусарова — как всегда блистательна. Главное же, обе актрисы не побоялись быть смешными, даже морилка не помешала им оставаться очаровательными.
Раз уж заговорили вновь о силах зла, то перейдем к коварной парочке: Леандр и племянница Короля принцесса Клариче. В премьерный день интриганом-министром был Василий Святкин. Роскошно, страшно, но весело — и все чудесно сыграно и спето неповторимо прекрасным баритоном. Наталья Фризе – замечательное меццо-сопрано театра, прекрасная актриса в партии Клариче, все это вновь нам показала.
Что касается второй Клариче, Анны Костенко,то здесь мне вспомнились слова поэта: «Так вынимай парабеллум, милая — и стреляй!» Зловещая красавица с чарующим голосом. Ее партнер Владимир Боровиков — Леандр явно ведомый в дуэте и это привносит особый оттенок.
Кому как, а меня очаровала Кухарка Рената Латыпова. У Прокофьева у нее должен быть «хриплый бас»… было все как надо. Но главное в том, что она –он такая устрашающе-нестрашная, забавная большая, грозная и…сентиментальная. Ренат Латыпов великолепен!
Ну и апельсины…Коварная Фата-Моргана ведь заставила бедного Принца влюбиться в них. Как ехали на велосипедах начала прошлого века Труффальдино с Принцем — это надо видеть. А три принцессы оказались воплощением беззащитной красоты. Линетта — Анастасия Вечеркина и Николетта — Антонина Кабо. Как хрупка Красота! Как надо бережно к ней относиться!
Если есть грустный момент в опере, то это кратковременное пребывание на сцене этих двух принцесс с чарующими голосами и внешностью. Поэтому так сопереживалось третьей принцессе — Диля Шагеева пела Нинетту 13-го и Анастасия Лапа 14-го. Диля Шагеева признанный мастер, в каждой партии она предельно достоверна и обаятельна. Дивный голос, прелестна собой. Анастасия Лапа — молодая солистка театра. Радуют ее успехи. Партия Нинетты — безусловнный успех..
Собственно в этой постановке запоминаются все, вне зависимости от того, большая роль или не очень. Как убедительны оба Панталоне – Георгий Цветков и Александр Урманов. Фарфарелло — Степан Волков, Церемонимейстер — Алексей Перов и Глашатай — Владимир Медведев и Степан Волков. И хор, и балет, и миманс.
Все действо разворачивается на фоне красивых декораций в стиле супрематизма – черный квадрат в разных комбинациях , на фоне которого ведутся споры приверженцев разных стилей в поэзии, появляются Простаки, Чудаки, доктора, — отсылают к времени создания оперы. И великолепные, элегантные, сказочные костюмы-восхищение художнику-постановщику Елене Соловьевой и художнику по костюмам Наталье Земалиндиновой. Красота декораций и костюмов еще более подчеркивались световым оформлением — художник по свету Евгений Гинзбург, равно как и компьютерными эффектами Владимира Поротько.
30 декабря 1921 года состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам»
И отдельно. Особо. Браво оркестру! Музыка Прокофьева с ее шутливыми отсылками к Вагнеру, Чайковскому, с ее сарказмом и иронией благодаря безупречному звучанию оркестра стала поистине зримой. И здесь восхищение и благодарность тому, кто является истинным вдохновителем этого чудо-спектакля, под чьим руководством великая музыка радостно и победоносно возносилась под прекрасные своды Самарского театра. Браво Маэстро Евгению Хохлову! На втором премьерном дне мое место позволяло видеть и сцену, и дирижера, и оркестр. Я не только слышала, но видела и ощущала, как под чуткими поющими руками дирижера творилось высокое прекрасное искусство.
Меня могут спросить: неужели же совсем не было недостатков? Так не бывает. Бывает — если все работали от души, вернее не работали, а служили Театру. А Театр – он живой,он это чувствует. Поэтому Чудо свершилось. В его афише еще один добрый, яркий, зрелищный спектакль. И имя еще одного великого композитора. Это прекрасное начало сезона! И пусть весь он будет столь же прекрасным. Браво!
P.S. В разговоре с Маэстро о планах театра в новом сезоне хотелось бы выделить то, что свершится уже в сентябре — а именно, участие театра в оперном фестивале в Москве. 23-го сентября на сцене Геликон- опера самарцы покажут «Джанни Скикки» Дж. Пуччини. Это — премьера сезона минувшего. Спектакль интересный, эту оперу крайне редко ставят в России. От души пожелаем самарским артистам успеха, а зрителям, которые посетят спектакль — удовольствия от просмотра.
Ирина Каракозова, “Миры Орфея”