Парижская Опера возобновила «Пиковую даму» в постановке петербургского режиссера.
На сцену парижской Оперы вернулась «Пиковая дама» в постановке знаменитого российского режиссера Льва Додина. В главных партиях заняты известные певцы — Владимир Галузин (Германн), Ольга Гурякова (Лиза), Лариса Дядькова (Графиня), Евгений Никитин (Томский), а также армянка Вардуи Абрамян (Полина) и грузинка Нона Джавахадзе (Маша). Оркестром парижской Оперы дирижирует 32-летний Дмитрий Юровский, который возглавляет симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».
Додин выстроил свой спектакль как серию воспоминаний главного героя. Действие оперы начинается в Обуховской психиатрической лечебнице в Петербурге, в которую попал Германн, — у Пушкина это эпилог. Если у Чайковского Германн кончает жизнь самоубийством, то Лев Додин следует литературному оригиналу — герой попадает в сумасшедший дом.
С точки зрения Додина, болезнь Германна вызвана не столько игрой, сколько его неудовлетворенностью жизнью. По сути, Германн оказывается тем самым «лишним» человеком, о котором так много писали русские классики. Попытки узнать три карты, которые позволят поймать «миг удачи» и обмануть судьбу, неизбежно ведут к краху.
«Пиковая дама», которая впервые была поставлена в Мариинском театре в Петербурге в 1890 году, в парижскую Оперу попала столетие спустя. В 1991-м свое прочтение оперы предложил Андрей Кончаловский, а в 1999-м — Лев Додин. Партию Германна уже тогда пел Владимир Галузин, а оркестром управлял Владимир Юровский — старший брат нынешнего дирижера.
“Лев Додин — настоящий лев российского театра. Имея такую шевелюру и бороду, этому хищнику незачем рычать, чтобы заставить себя уважать”,
— писала газета «Монд».
Нынешние спектакли — уже четвертая парижская реприза «Пиковой дамы». Критика отмечает в первую очередь Владимира Галузина и Ольгу Гурякову, а также блестящую игру оркестра под началом Дмитрия Юровского.
Для парижской Оперы Додин поставил также «Саломею» Рихарда Штрауса, а для других оперных театров мира — «Электру», «Леди Макбет», «Мазепу», «Демона», «Отелло».
“Для меня процесс познания оперы тот же, что и процесс познания литературы, драматургии. Сегодня в опере, как, впрочем, и в драме, все меньше хотят что-то познать, что-то понять и в чем-то разобраться. Постепенно уходят слова, мысли, анализ, постижение. Но картинки с музыкой и картинки без музыки мне не интересны. Я не хочу заниматься оперой и даже драмой как искусством только визуальным”,
— рассказывал Лев Додин.
Как бы там ни было, на протяжении последних лет Лев Додин остается самым популярным российским режиссером во Франции. Его Малый драматический театр (МДТ) исключительно востребован. В Париже наш режиссер показывал большинство своих спектаклей — «Братья и сестры», «Звезды на утреннем небе», «Бесы», «Пьеса без названия», «Чевенгур», «Жизнь и судьба», «Дядя Ваня». В общей сложности МДТ приезжал во Францию около 20 раз. Абсолютный рекорд по числу гастролей для российских, да и мировых театров.
Юрий Коваленко, Париж, “Известия”