Научно-практической конференцией «Перспективы развития педагогического наследия Леопольда Ауэра» в Санкт-Петербурге завершился Международный скрипичный фестиваль «Ауэр. Наследие».
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией все его мероприятия в 2020 году проходили онлайн. Только конференцию организаторам удалось провести в смешанном формате, которому, кажется, еще не придумали названия.
Ведущий — декан оркестрового факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, доцент кафедры скрипки и альта Андрей Иванов, а также несколько спикеров (среди которых преподаватель Средней специальной музыкальной школы-десятилетки Юлия Баранова и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Чингиз Османов) выступали во Дворце Белосельских-Белозерских перед достаточно редкой (в соответствии с требованиями Роспотребнадзора), но вполне живой публикой.
Онлайн к дискуссии присоединились музыкальный критик, автор интернет-портала «Музыкальные сезоны» и создатель сайта памяти Филиппа Хиршхорна Марина Акимова, доцент Московской консерватории имени Чайковского Граф Муржа, преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова Амулана Очирова, а также приглашенные к участию в конференции педагоги образовательных музыкальных учреждений всех ступеней, родители учащихся ДМШ, студенты музыкальных вузов, артисты оркестров, скрипачи-солисты.
География участников получилась широкая, благо, платформы для интернет-трансляций не знают границ. При этом круг проблем, которые волнуют музыкально-педагогические силы, оказался един для всех.
Одна из легенд об Ауэре гласит, что на первой же встрече с родителями будущего скрипача профессор предлагал им определиться, будет ли их отпрыск учиться сольному исполнительству или оркестровому, и рекомендовал второе – как основу для стабильной, сытой и безбедной жизни.
За последние 150 лет, как оказалось, мало что изменилось, и пандемия это очень явно подчеркнула: оркестранты со своими контрактами и профсоюзами действительно более защищены, чем независимые сольные артисты.
Но вот вопрос: возможно ли сегодня обучать музыкантов-оркестрантов по отдельным специальным программам, как это делал Ауэр? Если да, то с какого возраста, в каком учебном заведении? Пока на эти вопросы нет однозначного ответа, как и на многие другие, связанные с развитием системы воспитания и образования музыкантов, с пробелами в этой системе.
Историческое исполнительство, подготовка к конкурсам, разница между конкурсными и концертными выступлениями, роль общей физической подготовки в жизни будущего музыканта, как научиться сосредоточенности, психология солиста, репертуар оркестранта, количество часов и график занятий — в ходе конференции эти темы были только затронуты, обозначены.
Но организаторы уверены: если наладить диалог между хранителями ауэровских принципов скрипичного исполнительства и широким кругом педагогов и исполнителей, то ответы обязательно найдутся. Ведь принципы ауэровской скрипичной школы, одинаково эффективны как при работе над сольным репертуаром в процессе подготовки к концертным и конкурсным выступлениям, так и при работе над учебно-методическими, ансамблевыми и оркестровыми произведениями.
Прошедшая конференция стала одним из последних, практически итоговым публичным культурно-образовательным мероприятием Санкт-Петербурга в уходящем году (с 30 декабря в Северной столице вступили в силу дополнительные ограничения и запреты).
С другой стороны — сам факт, что онлайн-фестиваль получил завершающий аккорд оффлайн, даёт надежду, что в следующем году станет возможным большой очный фестиваль с концертами, конкурсами, круглыми столами и обсуждениями.
Тематический план их на прошедшей конференции практически составлен. Международный скрипичный фестиваль «Ауэр. Наследие-2021» ждет своих участников и гостей.
Елена Новинская