На Исторической сцене Большого театра начались гастроли знаменитого миланского театра Ла Скала.
Итальянцы сделали ставку на своего главного композитора — Джузеппе Верди, представляя в Москве оперу «Симон Бокканегра» и «Реквием». И лишь под занавес визита в один из шести вечеров оркестр даст симфонический концерт, где прозвучит не только музыка Верди, но и Керубини и Россини.
Выступление в Москве труппы миланского театра с самого первого ее приезда — всегда событие экстраординарное. И в 1964 году, и десять лет спустя итальянский десант в СССР воспринимался как форточка в железном занавесе и был возможностью соприкоснуться с самым лучшим, что есть в мире оперы.
Тогда в расцвете сил и таланта Москву посетило много выдающихся исполнителей. Биргит Нильсон пела в «Турандот», Рената Скотто — в «Лючии ди Ламмермур», Джульетта Симионато и Карло Бергонци — в «Трубадуре». Причем «Богемой» и «Реквиемом» Верди дирижировал Герберт фон Караян.
Через десять лет в «Тоске» блистал Пласидо Доминго, и фантастическая Монсеррат Кабалье предстала незабываемой Нормой. До сих пор многие меломаны мечтают заполучить видеозапись этого спектакля. Желала этого и сама певица, считая, что тогда в Москве спела один из лучших спектаклей в карьере. И ее ученику Николаю Баскову пришлось задействовать все свои связи на телевидении, чтобы исполнить желание гранд-сеньоры.
С приближением XXI столетия визиты итальянцев в Россию становятся сначала реже, а потом и скромнее. Так, в 1989 году во время гастролей было показано четыре оперы против шести названий, как то было прежде. В кризисные годы появления Ла Скала и вовсе обозначались одним-единственным концертным выступлением.
И лишь через паузу почти в четверть века, в 2012 году, театр вновь привез в Москву спектакль — «Дон Жуан» Моцарта. И сейчас сюжет повторился: в гастрольной афише только одна опера.
Но выбор «Симона Бокканегры» — почти идеальное решение. Этой оперы Верди никогда не было в репертуаре столичных театров, а в мире сегодня это одно из самых модных названий, которое есть в афише Метрополитен, Ковент-Гардена, венской Штаатсопер, а с недавних пор и Мариинского театра. И тому несколько причин.
Во-первых, опера очень актуальна своим мощным антивоенным посылом.
«Человечество всегда страдало от войн»,
— поет Симон Бокканегра. Во-вторых, заглавная партия последние годы стала бенефисной для Пласидо Доминго. К сожалению, в Москву Доминго приехать не смог. Партию Симона во всех трех гастрольных спектаклях исполняет знаменитый итальянский баритон Лео Нуччи. И делает это очень достойно, с благородством, присущим генуэзскому Дожу.
В остальном спектакль обходится без выдающихся певческих работ. Хотя Фабио Сартори (Адорно), как и положено итальянскому тенору, после арии получает бурную овацию. Но все же самых восторженных похвал достойна работа хора и оркестра.
И в спектакле, и в «Реквиеме» под дирижерскую палочку Мунг-Вун Чунга и Риккардо Шайи. В чем можно убедиться лично: Ла Скала в Москве до 16 сентября. Кстати, не обращая внимания на безумства спекулянтов как на различных сайтах, так и на подходах к театру, перед началом спектакля в кассах Большого можно найти билеты по официальным ценам.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”