Общение студентов профессиональных музыкальных учебных заведений с исполнителями мирового уровня, что называется, звёздами первого эшелона и профессионалами высокого класса, – одно из необходимых условий для рождения новых звёзд и профессионалов.
Что еще способно так вдохновить молодых музыкантов на подвиги и ежедневный многочасовой тяжёлый труд, как не пример старшего товарища, прошедшего тем же тернистым путём и вознаграждённого за это славой и мировым признанием?
Студенческий оркестр МГК им. П. И. Чайковского регулярно выступает под управлением знаменитых дирижёров, например, Владимира Юровского, Валерия Гергиева, Юрия Темирканова. В ноябре 2017 года ректор консерватории обратился к Теодору Курентзису с просьбой о подобном сотрудничестве.
Проект, состоявшийся в марте 2018 года, Теодор Курентзис со свойственным ему стремлением к масштабным эффектам превратил в настоящую музыкальную академию, которую могли посетить как студенты Москвы, так и взрослые слушатели.
Открытые мероприятия «студенческой весны с Курентзисом» охватывали срок с 7 по 10 марта 2018, но подготовительный этап начался задолго до этих дней: несколько дней со студентами работал дирижёр Пермского театра оперы и балета Артём Абашев, 4 марта он передал бразды правления в руки хедлайнера всего цикла мероприятий.
7 марта Теодор Курентзис объявил открытую репетицию оркестра. В течение двух часов зрители могли наблюдать кропотливую работу маэстро с молодыми музыкантами над первой частью симфонии Бетховена. Нужно отдать должное педагогическому таланту Курентзиса: в общении с молодёжью ему удаётся виртуозно балансировать, сохранять авторитет и строгость дирижёра, популярность настоящей звезды и вызывать доверие, как старший товарищ.
После двухчасовой напряженной работы оркестр под управлением Курентзиса наградил терпеливых слушателей практически концертным исполнением второй части симфонии и скрипичного концерта, в котором солировал Айлен Притчин.
Поздно вечером этого же дня маэстро согласился провести творческую встречу со студентами, посвященную обсуждению роли музыканта в современном мире. И хотя мероприятие было рассчитано на учащихся консерватории, в переполненном Рахманиновском зале можно было увидеть и давних поклонников дирижера, и преподавателей музыкальных учебных заведений, и коллег-музыкантов, признанных мастеров исполнительского искусства.
Ночной формат мероприятий Теодора Курентзиса уже давно не удивляет никого. Встреча началась гораздо позже назначенных 22 часов. Зрители, оккупировавшие в небольшом Рахманиновском зале даже подоконники, бурно приветствовали появление своего любимца.
«Я очень рад быть здесь, эта консерватория очень много значит для наследия и будущего культуры Российской Федерации. Для меня большая честь – быть подключенным к этому проекту, направленному на поиск эволюции, я очень тронут»,
– с этих слов маэстро начал свой монолог, в котором предложил студентам сложные темы для размышления.
Зачем нужна музыка? Как произведение искусства обретает свою жизнь, эволюционирует, накапливает свою энергию во времени? Какова мера ответственности музыканта перед зрителями? Из чего слагается красота в музыке? Музыка есть самоцель или предназначена для нашего совершенствования?
«Мы делаем музыку, чтобы стать свободными»,
– обобщил свои краткие размышления музыкант и передал слово жадно внимавшим студентам. Очередь желающих задать вопрос Теодору Курентзису собралась внушительная, и счастливчики, успевшие пообщаться с дирижёром, заставили его продолжить рассуждения о том, какими качествами должен обладать хороший музыкант, какова роль дирижёра в оркестре, что значит быть лидером для коллектива, как правильно построить музыкальную фразу.
«Надо объяснить фразу музыкантам так, чтобы у них не было сомнения – правильно или неправильно, но чтобы они ответили: я здесь или я ухожу.
Фразировка в музыке – это как объяснение в любви любимой девушке. Я считаю, что самое важное для дирижёра – уметь объясняться в любви. Важно обладать обаянием, чтобы передать музыку на правильных частотах.
Это тяжёлый процесс – быть обнажённым перед кем-то, а фразировать музыку – это быть обнажённым. Люди могут посмеяться над тобой, но ты должен быть готов это вытерпеть и сделать это обаятельно, чтобы сохранить внутри себя тот огонь, который ты передаешь».
Заворожив молодых слушателей своими размышлениями, маэстро напоследок посетовал на адский график, расписанный до 2025 года, и признался, отчего так любит приводить в тревогу своих сотрудников спонтанными решениями, – ведь невозможно спрогнозировать свою духовную готовность к исполнению какого-то произведения заранее.
Вечером 9 марта 2018 года духовная готовность зрителей к самому яркому событию весенней академии была полной. Теодор Курентзис со студенческим оркестром Московской консерватории представил публике концертную программу, содержание которой держалось в строжайшей тайне до самой даты события: ещё один эффектный жест музыканта, вызвавший горячие споры и противоречивые мнения наблюдателей. Впрочем, посетителям открытой репетиции была предоставлена возможность узнать эти произведения заранее, полагаясь на свою эрудицию.
В первом отделении исполнялся Первый концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева, в котором солировал Айлен Притчин. Сам композитор считал произведение самым ярким примером лирической линии своего творчества. Молодой скрипач очаровал публику воздушным и светлым звуком в главной партии лиричного Andantino, техничностью и виртуозностью в Scherzo. Третья часть концерта Moderatо прозвучала как выразительный диалог с оркестром – студенческий коллектив играл необыкновенно ярко и экспрессивно, насыщенный энергетикой музыкальной мысли Курентзиса.
Публика очень тепло приняла исполнение концерта и вызывала солиста на поклон неоднократно. На бис Айлен Притчин сольно исполнил Фугу А. Шнитке и Largo из Третьей сонаты для скрипки соло И. С. Баха и окончательно покорил слушателей.
Во втором отделении прозвучала Седьмая симфония Бетховена, одна из самых популярных и любимых публикой симфонических работ композитора. Выбор произведения не кажется случайным – среди меломанов активно обсуждается грядущее исполнение оркестром musicAeterna всех симфоний Бетховена на Зальцбургском фестивале в августе, а также предстоящая их запись в Вене, неудивительно, что на афишах последних концертных программ Теодора Курентзиса с его знаменитым коллективом часто можно увидеть симфонии этого композитора.
Теодор Курентзис исполнит в Зальцбурге все девять симфоний Бетховена
Маэстро предложил студентам играть стоя, как играет его пермский коллектив. Тандем, связавший яростную энергетику харизматичного дирижёра и энтузиазм молодых музыкантов, только начинающих свой путь в профессии, привел к необычайно эффектному результату.
Студенческому коллективу удалось по-настоящему живое и рельефное исполнение симфонии, которую сам автор называл одним из своих лучших сочинений. Неделя репетиций понадобилась маэстро, чтобы создать интерпретацию, погружающую слушателей в дух куртуазной и одновременно мятежной эпохи и воскрешающей личность композитора с его революционным и романтическим мышлением.
Успех у публики был полным, это был настоящий триумф. Овации начались с бурного крика «Спасибо» из зрительного зала, а завершились выступлением ректора МГК им. П. И. Чайковского А. С. Соколова:
«Вы подарили Московской консерватории особенный март. Я прежде всего хочу поблагодарить вас за репетиции с нашим оркестром, потому что это была не просто передача мастерства, это было духовное общение. Также вы подарили консерватории встречу со студентами – студенты сами попросили, чтобы вы с ними пообщались.
Рахманиновский зал я таким наполненным никогда не видел. На ваших репетициях всегда открываются невероятные вершины, вы несете музыкантам, особенно выбравшим дирижёрское искусство, совершенно бесценный дар.»
С этими словами А. С. Соколов вручил Теодору Курентзису ювелирное изделие «из чистого золота и серебра» – изображение фронтона большого зала Московской консерватории.
Музыканты, ответившие на призвание к дирижёрскому искусству, смогли получить «бесценный дар» от Теодора Курентзиса на дирижёрском мастер-классе, состоявшемся 10 марта в 13 часов в Рахманиновском зале Московской консерватории.
В течение пяти часов, продемонстрировав просто нечеловеческую работоспособность, маэстро проводил занятия для начинающих дирижеров. Джереми Уолкер, Даяна Гофман и Дмитрий Матвиенко стали студентами Теодора Курентзиса в этот день.
С каждым из начинающих дирижёров маэстро провел тщательную работу над музыкальным материалом (были выбраны Пятая и Шестая симфонии П. И. Чайковского), делясь своими соображениями по улучшению качества дирижёрского жеста, осмысления музыкальной фразы, возможностей психологического воздействия на музыкантов во время дирижирования, требуя полной отдачи себя каждому музыкальному фрагменту.
Курентзис искал подход к студентам, отталкиваясь от их индивидуальности и природных возможностей. Одновременно зрители могли наблюдать мастерство знаменитого музыканта, его увлеченное отношение к собственной профессии, его музыкальный вкус, выдающий незаурядное музыкальное мышление.
Как бы пафосно это ни звучало, Курентзис несомненно обладает тем самым «обаянием исполнителя», о котором он много говорил со студентами. И возможно, благодаря инициативе ректора консерватории, педагогический опыт дирижёра превратится в постоянную практику, и многие ученики ещё смогут приобщиться к тайнам мастерства, наблюдая опыт музыканта, беспрерывно практикующего «передачу огня, а не поклонение пеплу».
Наталья Шкуратова