В Москве выступит старейший симфонический оркестр Европы.
Вадим Репин как-то заметил, что никто так не играет Шуберта или Бетховена, как «признанный классик» Риккардо Мути, и мало того — даже исполнение Чайковского «темпераментным итальянцем» оказалось лучшим за всю репинскую практику.
Еще бы — Мути бесконечно многогранен, и этот харизматичный дирижер едет в Москву вместе с Венским филармоническим оркестром — одним из лучших коллективов в мире (кстати, это старейший симфонический оркестр Европы, год основания — 1848-й). Нет нужды говорить, что гастрольный график венцев расписан на пять лет вперед. И концерт в Кремлевском дворце — долгожданное и грандиозное событие.
Про историю Венского оркестра можно рассказывать часами, ведь у его руля в разное время стояли такие колоссы, как Густав Малер, Рихард Штраус, Георг Шолти, Клаудио Аббадо… У оркестра — свой звук и свой почерк, здесь справедливо сказать — все свое ношу с собой, где они — там и Вена, они играют в любых условиях и в любой акустике, но все равно воссоздают собственную неповторимую атмосферу.
Достаточно отметить, что, по сложившейся традиции, носить право музыканта оркестра могут (в основном) те талантливые оркестранты, кто прошел трехгодичную стажировку в Венской опере. Каждый музыкант — это практически солист, такого скопления ярких личностей, пожалуй, нет ни в одном другом большом оркестре мира.
Оркестр, несмотря на очень высокую чисто музыкантскую планку, много делает для популяризации музыки среди самой широкой аудитории: так, он ежегодно дает концерт на Новый год, транслируемый по телевидению в 72 странах мира. А репертуар его крайне разнообразен — это Гайдн и Моцарт, Бетховен и Шуберт, Шуман и Брамс, Малер и Брукнер, Вагнер и Рихард Штраус.
Впрочем, на концертах в Кремле (а также в Санкт-Петербурге) оркестр предъявит публике свои «фирменные блюда», а именно — симфонию №48 до мажор «Мария Терезия» Гайдна с симфонией №8 Шуберта (28 апреля), а также Хаффнер-симфонию Моцарта со Второй симфонией Брамса (29-го).
Венский оркестр необычайно трепетно подходит к исполняемому материалу, и это — в прямом смысле — погружение в эпоху, словно бы мы сами касаемся старинных партитур с авторскими пометами:
«Ноты записаны Иоганном Эльслером. Симфония до мажор: первая скрипка, вторая скрипка, первый гобой, второй гобой, первая валторна, вторая валторна, альт и контрабасовая виола. Господин Йозеф Гайдн. Чрезвычайно сложная интерпретация».
Что до Риккардо Мути, то он, будучи в настоящий момент худруком Чикагского симфонического оркестра, необычайно вписывается и в музыкальную архитектуру венцев, ведь недаром после концерта к 150-летию Венской филармонии маэстро был награжден знаком избранных дирижеров — «Золотым кольцом».
Нет нужды напоминать, что за свою блистательную карьеру Мути почти 20 лет возглавлял театр Ла Скала, вставал за пульт самых потрясающих оркестров мира — от Берлинской филармонии до оркестра Баварского радио…
“В последние годы команда Кремлевского дворца провела ряд ярких культурных проектов — это и благотворительный концерт победителей конкурса им. Чайковского разных лет (средства от него пошли на восстановление исторического французского органа в БЗК), и очаровательный вечер классической музыки «Венский вальс», и международный форум балетных школ «Три века мирового балета»”,
– рассказали в дирекции Кремлёвского дворца.
Перечислять можно долго. Важно, что дворец, реализовав эти программы, задал себе такую планку, отступаться от которой не намерен. И два концерта Венского филармонического (плюс еще один в зале «Мариинский-2») — логическое звено в этой цепи.
Концерты вызвали необычайный интерес, и это говорит о том, что зрители по-прежнему любят и ценят настоящее искусство. Тем более что в зале провели масштабную реконструкцию с модернизацией сценического оборудования.
Ян Смирницкий, Московский комсомолец