Платоновский фестиваль-2016 на несколько недель превратил Воронеж в культурную столицу.
Из множества событий корреспондент «Известий» выбрал спектакль и концерт.
Натюрморт с камерой
Выступление австрийской театральной команды Liquid Loft в Камерном театре предварял скупой анонс, из которого вряд ли можно было понять, что представляет собой действо под названием «Идеальный сад». Куда больше говорило о сути зрелища обозначение жанра: «живой хореографический фильм».
На сцене — стол, заполненный фруктами, закусками, бокалами и прочими атрибутами домашнего празднества. Четыре персонажа (три женщины и мужчина) выпивают и болтают, но один из них постоянно держит в руках камеру, изображение с которой выводится в реальном времени на задник сцены.
На наших глазах рождается удивительный видеоарт: вместе с артистом камера «танцует» вокруг еды, выхватывает лица и части тела, превращает апельсины, ананас, клубнику, листья салата то в космический ландшафт, то в натюрморты Снейдерса и «Сад земных наслаждений» Босха — и всё это без компьютерной графики и внешних вмешательств.
Макроизображение на экране контрастирует с масштабом реальных фигур на сцене, игра объемов постоянно рождает новые варианты диалога исполнителей и нехитрого реквизита.
Видно, что траектория движения камеры просчитана и отрепетирована до мельчайших нюансов, при этом и пластика «оператора» имеет собственную выразительность. Можно только подивиться, как танцовщику удается одновременно решать хореографические задачи и создавать видеоряд, достойный публикации в качестве самостоятельного фильма.
Хотя как раз балетная составляющая «Идеального сада» не отличается разнообразием, и драматургию помогает выстраивать музыка. Фоновый «джазок» сменяется в разы замедленным Генделем, а затем, возвращаясь, вдруг прорастает вагнеровскими гармониями.
Автор обработок и электронных вкраплений — композитор Андреас Бергер, а за виртуозный свет и условный сюжет отвечает драматург Томас Елинек. Вместе с хореографом Крисом Харингом и танцовщицей Стефани Кумминг они 11 лет назад основали Liquid Loft и с тех пор опровергают мнение, что произведение искусства не может быть плодом равноценных коллективных усилий.
Что еще более интересно, «Идеальный сад» разрушает представление о кино как об иллюзии, рождаемой многократными дублями, монтажом и спецэффектами. Впрочем, творимое Liquid Loft на сцене ближе к другой иллюзии — цирковой: кажущаяся легкость фокусов с камерой скрывает тщательную подготовку, а удовольствие доставляет не только результат, но и виртуозное изящество процесса.
Забавное совпадение: Платоновскую премию, вручаемую фестивалем за вклад в искусство, в этом году получил режиссер Александр Сокуров, самый известный фильм которого снят одним планом. Вот только в отличие от автора «Русского ковчега» участники Liquid Loft не просто создают бесшовный киноряд, но делают это на глазах зрителей.
Концерт для губернатора с оркестром
Самое масштабное концертное событие Платоновского фестиваля — выступление Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова — вызвало закономерный интерес воронежской элиты и стало светским событием.
Партер оперного театра благоухал духами, пестрел вечерними платьями и звенел трелями айфонов (в том числе и во время звучания музыки). Губернатор Алексей Гордеев занял место в пятом ряду.
За дирижерский пульт встал худрук Литовского государственного симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичус, который публике обеих столиц хорошо знаком: он дирижировал в Большом и Мариинке, да и с ГАСО играл неоднократно.
Теперь же нордическому обаянию седовласого прибалта покорилась столица черноземья. Эмоциональный контакт музыкантов и зрителей состоялся не сразу. Причиной тому — непростая для восприятия программа — Первая симфония Рахманинова, «Орфей» Стравинского и Песня из романа Платонова «Чевенгур» Александра Вустина.
В 2016 году Вустин стал первым «композитором в резиденции», то есть фактически штатным сочинителем для ГАСО. Теперь коллектив регулярно включает музыку классика отечественного авангарда в свои программы, и можно только порадоваться, что это касается не только Москвы, но и выступлений в регионах.
Однако начинать гастрольный концерт с тихого, полного тонких нюансов и изысканных оркестровых красок произведения — не самая лучшая идея.
Зато во втором отделении на симфонии Рахманинова Ринкявичус смог продемонстрировать свой темперамент в полной мере. И публика покорилась натиску.
Если после первой части зрители еще сдерживали чувства, припоминая, что вроде бы аплодировать рано, то после второй и третьей — уже дали волю эмоциям. А в конце — устроили стоячую овацию оркестру и счастливому дирижеру. Который по такому случаю не отказал себе в удовольствии сделать эффектный жест и исполнить на бис популярный фрагмент из «Арлезианки» Бизе.