Борис Лифановский презентовал постмодернистский производственный роман о реконструкции Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.
Написать книгу не так-то просто, а создать увлекательную эпопею о возрождении старинного особняка дано и вовсе не многим ‒ даже если описываемые события окружены политическими интригами, подковерной борьбой чиновников, столкновениями высокого музыкального искусства с происками бизнесменов из «лихих девяностых».
Однако в новейшем романе «Реконструкция» Бориса Лифановского, медиамагната и солиста оркестра Большого театра, звезды сошлись.
Основанное на фактах, и даже с документальными врезками, повествование беллетризовано, слегка шаржировано, окутано флёром фантазии и подкупает любовным отношением автора к главным героям – от директора «Мити Вихрова» (литературного двойника Михаила Сергеевича Хохлова) до «президента Бунина».
Ну, а упомянутый особняк – это, естественно, усадьба Апраксиных-Бутурлиных, в которой располагается МССМШ имени Гнесиных.
Повествование начинается в самом конце прошлого столетия. Здание находится в критическом аварийном состоянии. Престижное место в центре российской столицы вожделеют нечистые на руку господа. Тут и является сильный духом человек, герой нашего времени – мужчина, которому «так подходит фиолетовый цвет».
С помощью своего титанического терпения, со здоровой упертостью, с лихим остроумием он добивается от властей Москвы (не без помощи Президента РФ) расширения школьных площадей и восстановления исторической усадьбы в полном объеме.
Лифановский был непосредственным участником событий: в 2008 года он подружился с Михаилом Хохловым и буквально сразу же встал на баррикады митингов, отстаивающих права МССМШ на усадьбу.
Именно с этого момента автор начинает свой рассказ.
Книгу он писал
«пару лет, и когда писал, думал, что в итоге получится лажа. Но Михаил Сергеевич всегда помогал с деталями и тональностью рассказа, подсказывал хронологию событий и вообще живо интересовался тем, как все продвигается.
В первом приближении текст был готов в 2018 году, оставались только некоторые доработки, на которые, впрочем, в результате ушло довольно много времени».
Михаил Хохлов поделился с публикой былыми опасениями по поводу издания произведения:
«Когда книга была уже готова, то стало немного боязно ее печатать, потому что в ней есть такие персонажи, как президент Российской Федерации, бывший мэр Москвы и другие официальные лица.
Было вообще не очень понятно: в какой жизни книга будет опубликована – в нашей с Борей жизни или уже в следующей? В итоге, мне кажется, все случилось вовремя и удачно.
Нам хотелось рассказать всю эту историю через призму того времени, в которое она помещена. Мы все здесь прекрасно знаем, что это за время, но не все догадываются, как всё было устроено. В книге даны ответы на все вопросы, связанные с возрождением и реставрацией Гнесинки».
В романе имена известных людей, названия улиц и зданий сознательно изменены – так, чтобы каждый смог догадаться, о чем / о ком идет речь. Например, Гнесинка стала «Шуховкой», Денис Мацуев назван «Денисом Хумусовым», и т.д.:
«В начале книги есть дисклеймер, который говорит о том, что все герои и события романы вымышлены, но совершенно нет смысла скрывать, что у всех них есть реальные прототипы, и они узнаваемы. Ведь интерес тут не только в том, как именно какая-то конкретная школа реконструировалась, а в самой системе, существовавшей тогда.
С 2000-х и по нынешнее время в Москве большое количество культурных институций прошло реконструкцию, и далеко не каждая из них закончилась счастливо. На одном примере мы даем общий срез истории»,
– поясняет свой замысел Борис Лифановский.
Книга выпущена к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной. Также к этому торжеству было приурочено открытие бюста именинницы; автор – Николай Никогосян. По инициативе его дочери, генерального директора Галереи «Нико» Гаянэ Никогосян, скульптура, выполненная в 1960-х годах, была передана МССМШ им. Гнесиных:
«Николай Никогосян очень любил музыку, и его связывали узы дружбы не только с Еленой Фабиановной Гнесиной (образ которой он воссоздал и в скульптуре, и в живописи), но и со многими музыкантами – с Игумновым, Хачатуряном, Шостаковичем, Свиридовым, Бабаджаняном, Таривердиевым, Покровским, Зарой Долухановой, Павлом Лисицианом и многими другими. Не случайно, что в доме Никогосяна – Галерее «Нико» – постоянно звучит музыка».
По окончании официальной части вечера гости «дали» праздничный круг по анфиладам Гнесинки под звуки страстных речей Михаила Хохлова. Творец и обожатель своего детища, «Вихров» рассказывал о коллекциях картин, висящих на стенах коридоров, описывал техническую оснащенность аудиторий и богатством музыкального инструментария (например, в классах стоят исключительно рояли фирмы Steinway – партнера МССМШ) и даже выступил с небольшим сообщением об особой конструкции деревянных дверей здания.
После такого променада гостей усадили в Органный зал, где под душераздирающие «Цыганские напевы» показали фильм о «прошлой жизни» – строительные руины, митинг, плакаты и каски с надписями «Руки прочь от Гнесинки» (вакханалия свободы и демократии), долгожданное открытие школы в новом отремонтированном обличии.
Многообразие талантов Михаила Хохлова – хорошо известный факт. Предприимчивый, стратегически мыслящий администратор, он три с половиной десятка лет руководит школьным камерным оркестром (на страницах романа представлены врезки с концертными программами «Шуховских виртуозов»). А на досуге иногда вышивает (согласно шутливому признанию) и рисует.
На презентации Михаил Сергеевич показал несколько выполненных им портретов, иллюстраций к книге, и, судя по реакции гостей, герои получились на них хорошо узнаваемыми.
В конце романа читателя ожидает эпилог. Автор недвусмысленно намекает на продолжение истории – летописи музыкальной жизни России. Но пока он лишь скромно, подводя итоги одной из глав собственной биографии, резюмирует почти три десятка лет из жизни МССМШ:
«Я в очередной раз подумал о том, что счастливый конец, как ни странно, может быть не только в сказке. Сейчас мы с вами – свидетели этого. Свет в конце тоннеля можно зажечь своими руками, если сам очень захочешь».
Мысленно пожимая ручищи Бориса Лифановского, пожелаем ему удержать этот огонек, продолжая «зажигать» не только на концертной эстраде, но и в писательском деле.
Анна Коломоец