
12 января 2023 в Музыкальном академическом театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялось открытие Первого международного Конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава.
Вечер начался с торжественной ноты: с приветственным словом выступила сама Хибла Леварсовна. Она поблагодарила партнеров, жюри, а участникам пожелала
«любить музыку в себе и служить театрам и сценам».
Руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский поздравил артистку с недавно прошедшим днем рождения и вручил ей прекрасный букет цветов.
В видеоприветствиях, демонстрировавшихся на большом экране, зал услышал напутственные слова от министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой и первого заместителя руководителя администрации Президента РФ Сергея Кириенко.
Перед началом концерта на сцену вышли участники конкурса. Получив благословение от Хиблы Герзмава и напутствие «быть счастливыми на сцене», они устроились в специально организованном для них ряду.
Ведущий концерта, обаятельный Ярослав Тимофеев предварял каждый номер программы кратким увлекательным комментарием.
Вечер начался с музыки Джоаккино Россини, в которой, по остроумному замечанию Тимофеева, щедро рассыпан витамин D. И, действительно, в увертюре к опере «Итальянка в Алжире», исполненной оркестром Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко под управлением главного дирижера Феликса Коробова как будто бы все пространство было залито солнечным светом.

Одним из самых долгожданных моментов вечера стало выступление Ильдара Абдразакова. Особенно восхищает его профессионализм и умение переключаться из одного стиля в другой, ведь накануне он исполнял заглавную роль в «Борисе Годунове» Мусоргского в Большом театре.
На открытии он представил разнохарактерный материал — арию Банко из оперы «Макбет» Джузеппе Верди и два романса Петра Ильича Чайковского: «Нет, только тот, кто знал» и «Серенада Дон Жуана» вместе с Екатериной Ганелиной (фортепиано). Благородная манера пения и пластичность голоса артиста впечатлили публику — зал разразился восторженными аплодисментами.

Разнообразило программу концерта включение балетного номера. Дуэт из знакового для театра им. Станиславского и Немировича-Данченко балета «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева на музыку Фредерика Шопена исполнили утонченная, романтически-изысканная Эрика Микиртичева и как всегда аристократичный с головы до пят Георги Смилевски.
Разумеется, не обошлось без выступлений самой Хиблы Герзмава. Каватина Нормы из одноименной оперы Винченцо Беллини (кстати, в конце сезона МАМТ покажет премьеру этого сочинения в стенах театра с Герзмавой в главной роли), в которой народная артистка России продемонстрировала свою фирменную колоратуру.
Далее в ее интерпретации прозвучали романсы Сергея Рахманинова «Сумерки» и «Весенние воды». Для них певица использовала более матовые краски своего голоса.

Рахманиновым же концерт и завершился (в этом году будет активно отмечаться 150-летие со дня рождения композитора) — Екатерина Мечетина исполнила третью часть легендарного Второго фортепианного концерта.

Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава проходит в Москве, на сцене им. Станиславского и Немировича-Данченко, с 12 по 22 января 2023.
В нём примут участие около 60 вокалистов и исполнителей. Всего на конкурс поступило около 800 заявок из 38 стран.
Общий призовой фонд конкурса — более 6,5 миллионов рублей, из которых 2,5 миллиона получит обладатель Гран-при.
Филипп Геллер