Во вторник в Колонном зале Киевской Национальной филармонии состоялся концерт “Жемчужины мировой оперы”, в котором выступили европейские оперные гранды Этери Ламорис и Лука Ломбардо.
Этот образцово-показательный концерт, по мнению Юлии Бенти, в очередной раз доказал, что настоящие звезды приезжают в Киев и из чувства ностальгии.
Едва ли можно предположить, что сопрано Этери Ламорис и тенор Лука Ломбардо имеют хоть малейшее отношение к Украине. Тем не менее это именно так.
Этери Ламорис родилась в Киеве в семье выдающихся грузинских артистов – сопрано Ламары Чкония и танцовщика Мориса Лекиашвили, которые из-за плохих отношений с руководством Тбилисского театра оперы и балета в 1960 году переехали в Киев и были незамедлительно зачислены в труппу Киевского театра оперы и балета (ныне – Национальная опера Украины), где и проработали до самой перестройки.
Первыми на Запад уехали дочери Ламары Чкония: Натела, победив на престижном конкурсе вокалистов в Вене, была зачислена в труппу оперного театра Граца, а Этери после завоевания семи первых премий на различных вокальных состязаниях осела в Испании. Туда же вскоре переехали Ламара и Морис (сейчас семья живет в Мадриде), от соединения имен родителей и образовался псевдоним Ламорис Этери Чкония.
Все это и даже больше можно узнать из теплых, душевных, хоть и не лишенных личных обид, воспоминаний Ламары Чконии “На волнах жизни”. Книга, вышедшая накануне концерта в киевском издательстве “Академия”, имеет форму дневника, где первая запись датирована 28 декабря 1960 года, а последняя – 8 августа 2007 года. В цветном вкладыше – афиша спектакля “Мадам Баттерфляй” Национальной оперы, приуроченного к 75-летию певицы, а также ее групповые фото с учениками, среди которых есть и молодые киевские вокалисты.
Проведенные в Киеве годы Ламара Чкония называет лучшими в своей жизни. Собственно, и для Этери Ламорис нынешний концерт – не просто гастроли, а, возможно, заявка на нечто большее. В Киев певица приехала вслед за мужем-бизнесменом в середине декабря прошлого года и в ближайшее время уезжать не собирается.
В концерте с несколько тяжеловесным названием “Жемчужины мировой оперы” компанию вокалистке составил ее давний сценический партнер, тенор Лука Ломбардо – частый гость парижских Opera Bastille, театра Champs Elysees и миланского La Scala. В итоге они при активном участии Академического симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры разыграли блистательный бенефис на троих.
Программа концерта была предсказуема, но не банальна: первое отделение – французское, второе – итальянское. Причем симфонические фрагменты оперных партитур прозвучали не менее достойно, чем арии и дуэты с участием солистов: эффектные оперные номера – один из главных козырей оркестра Николая Дядюры, который дирижер пускает в дело на каждом подобном образцово-показательном выступлении (на этот раз прозвучали увертюры к “Кармен” Бизе, “Сороке-воровке” и “Силе судьбы” Верди, Баркарола из “Сказок Гофмана” Оффенбаха и Интермеццо из “Сельской чести” Масканьи).
В выступлении Этери Ламорис и Луки Ломбардо присутствовали и огненный артистизм (господин Ломбардо особенно отличился в своей коронной арии Гофмана из оффенбаховских “Сказок Гофмана”), и нешуточный накал страстей (драматические мужские арии-монологи из “Тоски” Джакомо Пуччини и “Паяцев” Руджеро Леонкавалло), и высококлассный вокал (в последнем пункте следует признать победу госпожи Ламорис, чье выступление было и увереннее, и ровнее по тембру).
Оба отделения заканчивались дуэтами артистов, а в финале прозвучала знаменитая “Brindisi” из “Травиаты” (авторской трактовкой вердиевской Виолетты Этери Ламорис в свое время покорила Пласидо Доминго). Свой успех музыканты отпраздновали прямо на сцене, пригубив шампанского, и если бы мама Этери присутствовала на концерте, то наверняка бы осталась довольна.