Еще в ноябре минувшего года Валерий Гергиев предложил провести в России Год Стравинского.
17 июня года нынешнего со дня рождения русского гения исполняется 135 лет.
Его наследие поражает объемом, многоликостью стилевых манер, жанровой универсальностью и безупречной техникой. В ХХ веке он стал одним из самых загадочных представителей музыкального авангарда.
Уроженец Ораниенбаума, сын знаменитого баса Мариинской оперы и «домашний» ученик Римского-Корсакова, Игорь Федорович Стравинский большую часть жизни провел за рубежом.
Первый крупный успех его русских балетов еще до 1917 года был связан с Парижем и «Русскими сезонами» Дягилева. Неудивительно, что и впоследствии исполнительская судьба его музыки на родине не складывалась вовсе, а начиная с «оттепельных» 60-х складывалась очень непросто — усилиями отдельных артистов и дирижеров-подвижников.
Удивительно другое. По словам маэстро Гергиева, и сегодня
«около 90–95 % произведений Стравинского в России не звучат. Но лучше отмечать, лучше помнить, чем забыть. Это великий русский композитор, который для нас такой же родной, как Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Мусоргский».
Год Стравинского начался. Уже исполнена Гергиевым (через 107 лет после единственной премьеры) считавшаяся утерянной и ставшая сенсационной находкой «Погребальная песнь» памяти учителя — в Петербурге с мировой трансляцией, затем в Москве и Лондоне.
В Александринке в феврале был представлен «Царь Эдип» певцами, музыкантами и танцорами из нескольких стран.
Но основные события разворачиваются сейчас в рамках юбилейного XXV музыкального фестиваля «Звезды белых ночей»: на концерте-открытии прозвучала Симфония in C, а в программе празднования дня рождения композитора на всех сценах — вечера балетов и симфоническая музыка, органный и камерный концерты, премьера «Истории солдата» с участием артистов Детской студии Мариинки.
Музыка Стравинского сложна и глубока, она не обладает той коммуникативностью и эмоциональной открытостью, за которую в первую очередь весь мир любит русскую школу. Но ведь Гергиеву за последние десятилетия удалось «приучить» русского (и не только русского) слушателя к Прокофьеву — другому «непростому» гению ХХ века. Пришло время Стравинского.
Его именем названо белое фойе — одно из любимых пространств Новой сцены Мариинки. Там из панорамных окон открывается чудесный (особенно в сезон белых ночей) вид на Крюков канал и дом, где композитор провел детские и юношеские годы.
Неразрывна связь Стравинского с Россией и Санкт-Петербургом. В июне на площадках звездного фестиваля и в течение всего концертно-театрального года она станет особенно ощутимой. Следите за афишей и не пропустите!