29 сентября 2014 в органном зале МССМШ им. Гнесиных состоялась пресс-конференция, посвященная открытию “Дома на Знаменке”, историческому зданию Гнесинской школы, а также запланированному на 1 октября 2014 года Skype-концерту, который организаторы назвали “Ночь музыки на Знаменке”.
В пресс-конференции приняли участие директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов, генеральный директор Управляющей компании “Интэкс” (входит в группу “Сумма” и является генеральным подрядчиком реконструкции комплекса зданий школы) Артур Максидов, главный инженер-реставратор и представитель подрядной организации ЗАО “Баварский дом” Владимир Кобзарь, создатель органа Гнесинской школы и управляющий директор фирмы Glatter Gotz Штефан Штурцер, представитель фирмы Steinway & Sons в России Владимир Росляков, генеральный директор компании Yamaha Music Россия Дзиро Охно и руководитель Артистического центра Yamaha, доцент Московской консерватории Оксана Левко.
История реконструкции Гнесинской школы длится уже более десяти лет. Здание по адресу улица Фрунзе, 12 (ныне – Знаменка) было выделено музыкальной школе-десятилетке имени Гнесиных в 1962 году. Оно представляет из себя историческую усадьбу Апраксиных-Бутурлиных, первое упоминание о которой относится к началу XVIII века.
За два с половиной века здание неоднократно расширялось и достраивалось, не зная капитального ремонта. К концу XX века его состояние вплотную приблизилось к аварийному.
В 2000 году мэром Москвы, Юрием Лужковым, вроде бы было принято решение о необходимости срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы (к тому времени Гнесинке принадлежал также сохранившийся усадебный флигель) с дополнительным расширением площадей.
С тех пор принималось несколько постановлений Правительства Москвы о начале реконструкции, в 2006 году президент России Владимир Путин дал мэру указание “довести дело до конца”, затем принималось еще несколько постановлений, сроки окончания реконструкции сдвигались с 2003 на 2006 год, затем на 2012… Но никаких практических действий почти не производилось.
И без того неспешные ремонтные работы в особняке на Знаменке неоднократно останавливались. Ученики Гнесинки, расселённые по трем зданиям в разных районах Москвы, вынуждены были тратить бессчетное количество времени и сил на разъезды между ними. Педагоги испытывали сложности, согласовывая расписание.
Михаил Хохлов рассказывает об этом так:
“С 2002 года началось движение в сторону ремонта, хотя началом реконструкции это назвать нельзя. Обещано нам было много, но одновременно возникали многочисленные ситуации, в связи с которыми школа могла просто потерять свое здание. Позже стало понятно, что эти ситуации возникали не просто так, а провоцировались прежней администрацией города.
В конце концов я узнал, что существовал план, в соответствии с которым все четыре корпуса, принадлежащие на тот момент Гнесинке, юридически планировалось разделить на части. А в остававшихся помещениях школа не могла разместиться и реально, и по санитарным нормам.
А раз вы не можете разместиться, значит вас нужно размещать в другой части города”.
Активная фаза строительных работ в комплексе зданий школы началась только в 2012 году, с началом работы в Москве новой городской администрации во главе с Сергеем Собяниным, а также после смены подрядчика, которым стала строительная компания “Интэкс” (компания принимала участие в строительстве и реставрации многих других объектов культурного значения, среди которых можно выделить, например, Большой театр).
За два года были полностью восстановлены Главное здание (1 корпус) и два флигеля (2 и 4 корпуса). Семиэтажное здание общежития (3 корпус) при вскрытии фундаментов оказалось наименее ремонтопригодным и потребовало проведения гораздо большего по сравнению с запланированным объема работ.
Генеральный директор “Интэкс” Артур Максидов на пресс-конференции сообщил, что в январе 2015 года завершится реконструкция третьего корпуса, и учащиеся МССМШ им. Гнесиных смогут начать обживать весь комплекс зданий (в настоящее время открыты Главное здание и один из флигелей, а во втором флигеле ждут своего часа мебель, инструменты и оборудование, предназначенные для оставшихся площадей).
Говоря о специфике процесса реконструкции инженер-реставратор Владимир Кобзарь подчеркнул, что одна из сложностей этого процесса была связана с приспособлением отреставрированного исторического здания для нужд школы:
“Если честно, несмотря на все проектные работы, которые были проведены, у меня лично до последнего возникала мысль: как же в этих стенах, особенно на первых этажах, где низкие сводчатые потолки, будут уживаться дети…
Но дети в этой школе, наконец, появились, и для меня всё встало на свои места: им здесь комфортно, они бегают по коридорам, разыгрываются в рекреациях… Им здесь нравится, и это лучшее доказательство того, что нам всё удалось”.
Ранее в концертном зале Гнесинской школы не существовало органа. Сегодня специалисты фирмы Glatter Gotz, мирового лидера в строительстве органов (в Москве инструменты этой фирмы установлены также в Большом театре и Московском международном доме музыки), заканчивают настройку своего нового детища – журналисты даже получили возможность услышать, как звучит уже настроенная часть нового инструмента, который в целом состоит из 1600 труб.
Возник вопрос, насколько реконструированное историческое здание, в котором орган никогда не устанавливался, пригодно для звучания “короля инструментов”. Создатель органа Штефан Штурцер ответил, что прежде, чем приступать к проектированию и постройке инструмента, он специально выяснял параметры зала и здания. Владимир Кобзарь добавил:
“Этому зданию несколько веков, а мы сделали всё, чтобы оно простояло ещё как минимум столько же. И такая замечательная вещь, как хороший орган, ему, конечно, не помеха: оно сейчас готово выдержать и намного более серьезные катаклизмы. Главное, чтобы в этом здании всем было комфортно и всегда звучал детский смех. Мы для этого сделали всё, что могли”.
Михаил Хохлов сообщил, что инаугурация органа ориентировочно состоится в марте 2015 года, впоследствии планируется сделать концерты органистов в Доме на Знаменке регулярными. В целом, концертный зал Гнесинской школы постепенно начнет свою жизнь не только как свидетель зачетов и экзаменов, но и как настоящий концертный зал.
Следует отметить, что несмотря на то, что в зданиях Гнесинки уже идут занятия, ощущение только что законченного ремонта присутствует. Однако любой, кто даст себе труд всмотреться в детали новых коридоров и классов школы, обнаружит, что в каждой детали ощущается основательность и качество проведенных работ. Этим реконструированное здание школы выгодно отличается и от некоторых других реконструированных объектов, и от целого ряда вновь построенных.
Михаил Хохлов также рассказал о том, что для реконструированного здания закуплено огромное количество новых инструментов. Он отметил, что формирование и обновление парка инструментов в детских музыкальных учебных учреждениях – огромная проблема, которая усугубляется со временем.
“Детским музыкальным школам не хватает средств на то, чтобы обновлять инструменты, в особенности это касается роялей”,
– подчеркнул директор. Он также сказал:
“Сейчас в Гнесинской школе полностью обновлен весь парк инструментов. Это касается не только роялей, но и вообще всего разнообразия музыкальных инструментов. Если взять партитуру оркестра, от флейты до тубы – гобои, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные, полный набор ударных инструментов – все эти инструменты закуплены и ждут лишь часа, когда реконструкция в декабре закончится и их можно будет распаковать и начать использовать.
Это инструменты разных фирм. Много, например, духовых инструментов фирмы Yamaha. Но, мне кажется, главное – и по объему финансирования, и по значению – это рояли. В настоящее время я не могу назвать другое учебное заведение в России, которое обладало бы таким же количеством роялей Стейнвей, предназначенных для учебного процесса. Сейчас у нас 53 Стейнвея, два концертных рояля Fazioli и дисклавир Yamaha.
Кроме того, во всех тридцати комнатах общежития будут установлены пианино производства дочернего предприятия Steinway & Sons, Essex. Кроме того, в нескольких классах установлены пианино и рояли другой “дочки” Стейнвей – Boston.
Правительство Москвы пошло на этот беспрецедентный шаг и профинансировало эти поставки – хотя это очень и очень дорого. Важно, что в этой школе дети будут учиться играть на тех же инструментах, на которых потом они будут защищать честь школы, Москвы и России на международных конкурсах, фестивалях и на своих сольных концертах. Поскольку все ведущие мировые концертные площадки главным образом оснащены роялями Steinway & Sons”.
Представитель фирмы Steinway & Sons в России, Владимир Росляков, сообщил, что по условиям контракта мастера компании будут обслуживать поставленные инструменты, а дальнейшем, возможно, настройщики Школы имени Гнесиных пройдут практику на фабриках фирмы.
В свою очередь, представители фирмы Yamaha, Дзиро Охно и Оксана Левко, рассказали о диск-клавире Yamaha, который станет одним из главных героев запланированного на 1 октября 2014 Skype-концерта “Ночь музыки на Знаменке”.
Disklavier – марка клавишных музыкальных инструментов, принадлежащая компании Yamaha. Первый дисклавир появился на свет в 1982 году.
По своей сути дисклавир является современным фортепиано, который с помощью электромеханических соленоидов и оптических датчиков, подключенных к светодиодам, позволяет приводить в движение механические части инструмента (клавиши, педали) и воспроизводить музыкальные композиции без участия человека в виде живого звука.
Большинство моделей основано на реальных акустических фортепиано и специально были спроектированы так, чтобы сенсоры и электромеханические элементы не мешали и никак не влияли на звук при обычной игре на инструменте. Эти инструменты способны до мельчайших деталей сохранять игру выступающего пианиста.
Дзиро Охно и Оксана Левко сообщили, что в настоящее время такие инструменты установлены в нескольких городах России, а Михаил Хохлов предположил, что они могут использоваться в том числе для дистанционных занятий педагогов Гнесинской школы с одаренными детьми в других городах.
Однако 1 октября 2014 года на Disklavier сыграют знаменитые воспитанники Гнесинки – выдающиеся пианисты Борис Березовский, Евгений Кисин, Константин Лифшиц, Юлианна Авдеева, Александр Кобрин, Эдуард Кунц, Николай Токарев и Даниил Трифонов. Они исполнят по одному произведению из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
При этом лично на сцену выйдут только Борис Березовский и Николай Токарев. Остальные участники концерта заранее записали свои выступления с помощь дисклавира – слушатели увидят видеозапись выступления, а дисклавир один в один воспроизведёт их исполнения.
Михаил Хохлов рассказал, что Евгений Кисин записал свою часть в Париже, Юлианна Авдеева и Эдуард Кунц – в Гамбурге, Александр Кобрин – в Нью-Йорке, а Даниил Трифонов и Константин Лифшиц сделали это прямо в Москве.
Связующие элементы «Картинок с выставки» будут исполнены на новом органе, а также силами юношеского оркестра «Гнесинские виртуозы» под управлением директора МССМШ им. Гнесиных, заслуженного деятеля искусств России и заслуженного артиста России Михаила Хохлова.
Концерт будет транслироваться в интернете, прямо на официальном сайте МССМШ им. Гнесиных. Интернет-соединение для школы обеспечивает компания “Таском”. Планируется, что все или многие концерты, которые в будущем пройдут в “Доме на Знаменке”, также будут транслироваться в интернете.
А во втором отделении концерта 1 октября публика сможет в режиме skype-конференции пообщаться с выпускниками школы, находящимися в разных точках земного шара, а также послушать музыку в легком жанре. Ведущим вечера будет Артём Варгафтик.
Этого дня гнесинцы ждали более 10 лет, свято веря, что родная школа сохранит и защитит свои стены – для них и для новых поколений молодых талантливых музыкантов. Завершение грандиозной реконструкции здания станет достойным поводом для встречи учеников, педагогов, многочисленных друзей МССМШ им. Гнесиных и ее прославленных выпускников, ярких звезд мирового музыкального Олимпа – 1 октября 2014 в «Ночь музыки на Знаменке».
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru