Старейшему в России симфоническому коллективу – знаменитому Большому симфоническому оркестру имени Чайковского исполнилось 85 лет.
Все эти годы коллектив возглавляли замечательные отечественные дирижеры – Орлов, Гаук, Голованов, Рождественский. Последние 40 лет им руководит Владимир Федосеев. Он встал за пульт и на торжественном вечере в честь юбилея оркестра.
Маэстро Владимир Федосеев до сих пор помнит тот день в 1974 году, когда его познакомили с оркестром: не спал всю ночь, волновался. На его плечи была возложена большая ответственность – встать за дирижерский пульт одного из лучших коллективов страны. Прежде чем все музыканты приняли Федосеева «за своего», прошло много времени. Ну, а сегодня, спустя 40 лет, маэстро и Большой Симфонический оркестр неотделимы друг от друга. Они известны на весь мир. Звучание коллектива узнают с первых нот.
«Я продолжал в течение сорока лет заниматься именно культурой звука, звук – это человеческий голос, а выше его – нет никакого инструмента, и вот я старался говорить, петь человеческим голосом, чтобы люди, которые слушают, понимали этот голос»,
– объясняет народный артист СССР Владимир Федосеев.
Федосеев называет свой коллектив – «взрослый детский сад», поскольку возрастной ценз – от 25-ти до 85-ти. Чтобы попасть в оркестр, нужно стажироваться минимум год. Но чтобы «влиться в коллектив», по словам концертмейстера оркестра Михаила Шестакова, – аж 7-8 лет. Он, кстати, один из старожилов, пришёл сюда в 1988 году.
«Мы стараемся молодежи передать какие-то знания и стилистику, которая отличает оркестр БСО от других, чтобы это все продолжалось. Я считаю, что это основная традиция»,
– уточнил Михаил Шестаков.
Владимир Федосеев вместе с коллективом открыли миру выдающихся музыкантов: пианиста Евгения Кисина, скрипачей Максима Венгерова и Вадима Репина. Последний и в этот вечер на сцене – поздравляет любимый оркестр. Он постоянно сотрудничает с БСО и знает здесь каждого участника.
«Каждый человек в оркестре уникален – своими способностями, своими вкусовыми качествами, поэтому, когда мы на сцене, с деревяшками или со струнными, то, мне кажется, у нас получается взаимопонимание и, что бы у нас не случилось, на сцене стоим друг за друга»,
– утверждает скрипач Вадим Репин.
Вместе с Вадимом Репиным на сцену вышел виолончелист Александр Князев. Они исполнили двойной Концерт Брамса. Произведение сложное, виртуозное, но для этих музыкантов и оркестра – давно изученное и сыгранное. Князев играет с БСО вообще более тридцати лет. Даже помнит первый совместный выход на сцену: это был 1978 год.
«Невероятно благородное, красивое звучание и потрясающая интерпретация. Вообще в оркестре главное – дирижер, и всегда главная заслуга качества этого оркестра, что им руководит такой потрясающий музыкант»,
– убежден виолончелист Александр Князев.
Этот вечер, конечно, не обошелся без произведений Чайковского, ведь оркестр является лучшим интерпретатором произведений этого композитора и не случайно носит его имя. К слову, одна из миссий коллектива сегодня – открывать забытые или утерянные произведения Чайковского. Так, недавно Федосеев представил публике оперу «Ундина». В следующем году это произведение услышат и европейские зрители – премьера пройдет в Вене, в легендарном зале «Мюзикферайн».