Два дня подряд, 13 и 14 января 2023 в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко проходил 1 тур Конкурса Хиблы Герзмава, в котором приняли участие 37 человек.
По условиям прослушивания, каждый из конкурсантов представил три номера: арию из опер Моцарта, арию из опер композиторов XIX – начала XX века и арию из опер XX-XXI века.
Программа подобрана так, чтобы певец мог показать себя со всех сторон — жюри необходимо понять, насколько тонко музыкант владеет различными стилями и умеет переключиться с одного материала на другой. У большинства участников возникли проблемы с исполнением Моцарта — своеобразной лакмусовой бумажки для любого вокалиста.
С музыкой XX века справиться тоже не легко — однако Равель, Стравинский, Бриттен, Штраус оказались под силу многим нынешним конкурсантам.
В целом, уровень всех участников достаточно высок — многие продемонстрировали высокий профессионализм и выдержку, позволившую выступить достойно. Но были и те, кто сразу обратил на себя особое внимание. Среди конкурсанток наиболее заинтересовали Ольга Маслова, Мария Лупарева, Екатерина Савинкова, Елизавета Пахомова, Гальдана Алдадосова (все — сопрано, но разных тембровых характеристик).
Ольга Маслова — готовая примадонна. Кажется, что ее мощному голосу подвластно все. Она с блеском исполнила все три номера: и Моцарта (Ария Электры из оперы «Идоменей»), и Верди (Каватина Эльвиры из оперы «Эрнани») и даже сложнейшего Шостаковича (Ария Катерины из «Леди Макбет Мценского уезда»).
Ее главная соперница — Мария Лупарева (хотя тембрально голоса у певиц несколько разные — у Лупаревой он чуть лиричнее). Главные основные достоинства этой артистки — музыкальность, ровность звуковедения и премьерская подача. Лучше всего она себя показала в романсе Сюзель из оперы Пьетро Масканьи «Друг Фриц» – чувствуется, что Марии близка музыка итальянских композиторов второй половины XIX века.
Екатерина Савинкова — потрясающее лирико-колоратурное сопрано. Взяв архисложную и очень разноплановую программу — арию Констанцы из «Похищения из Сераля», ария Анны из «Анны Болейн» Моцарта, ариозо Наташи из «Войны и мира» Прокофьева, вокалистка показала себя тонким и высокопрофессиональным музыкантом.
Восхитил нежный и чарующий тембр лирического сопрано Елизаветы Пахомовой. С удивительной проникновенностью и чистотой она исполнила арию Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, убедительные и самобытные краски нашла певица и для арии Памины («Волшебная флейта» Моцарта), и для песни Параши («Мавра» Игоря Стравинского).
Настоящим украшением московской оперной сцены может стать Гульдана Алдадосова (Казахстан). Ее потрясающей красоты голос, свободно и легко выпевающий все мыслимые и немыслимые украшения, лился бесконечным потоком. Восхитила безупречно исполненная ария Лючии из оперы «Лючии ди Ламмермур» – крепкий орешек для многих артисток.
Из баритонов, выступивших на конкурсе, наиболее интересно и ярко себя показали Дзамболат Дулаев и Ришат Решитов. Первый — обладатель элегантно звучащего лирического баритона. Проникновенной у певца получилась ария Мазепы, а в канцонетте Дон Жуана он виртуозно с помощью изысканного вокала сыграл роль кавалера, назначающего даме свидание.
Ришат Решитов (Узбекистан) достоин выступать на столичных сценах — он обладает отличным диапазоном, аристократичным тембром и подлинным артистизмом.
Певцы-басы из России, откровенно говоря, не впечатлили. Зато приятно удивил их коллега из Китая — Юнхан Дон (бас-баритон). Его голос масштабен и фундаментален — при этом у него очень легко прозвучала ария доктора Бартоло из «Севильского цирюльника». По-настоящему порадовали фантастические нижние ноты артиста в арии Каспара из «Волшебного стрелка».
А вот монолог Бориса Тимофеевича из «Катерины Измайловой» Шостаковича для Юнхана Дона — конечно, произведение на вырост, но и тут китайский исполнитель был вполне органичен. Отдельно хочется отметить его очень хорошее произношение русских слов.
Самый молодой участник конкурса — 18-летний контратенор из Курска Артуш Полеян, не уступил в мастерстве своим опытным и старшим коллегам. Удивительно обаятельный, талантливый и буквально пропускавший через себя каждую ноту музыкант, будем надеяться, получит одно из призовых мест.
Во 2 тур, который состоится 17 января в 12:00 и 18:00, прошло 19 вокалистов: Гульдана Алдадосова (Казахстан, сопрано), Вячеслав Васильев (Россия, баритон), Даваасурэн Дагвадорж (Монголия, тенор), Дзамболат Дулаев (Россия, баритон), Юнхан Дон (Китай, бас-баритон), Алексей Кулагин (Россия, бас), Мария Лупарева (Россия, сопрано), Ольга Маслова (Россия, сопрано), Елизавета Пахомова (Россия, сопрано), Глеб Перязев (Россия, бас), Артуш Полеян (Россия, контратенор), Ришат Решитов (Узбекистан, баритон), Екатерина Савинкова (Россия, сопрано), Дамир Садуахасов (Казахстан, тенор), Лориана Треган-Маркус (Франция, меццо-сопрано), Ливей Хоу (Китай, бас), Жаргал Цырендагбаева (Россия, сопрано), Дмитрий Шарманов (Россия, бас), Очирсайхан Эрдэнээ (Монголия, баритон).
Филипп Геллер