В рамках традиционного фестиваля в Баден-Бадене выступает оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Он привез, в частности, цикл из произведений Шостаковича. Но звездой программы стала Анна Нетребко.
Оркестр Мариинки уже в течение многих лет (пропустив, правда, прошлый год) принимает участие в Летнем фестивале в Баден-Бадене. На этот раз в программу включены цикл из произведений Шостаковича, Второй фортепианный концерт Рахманинова, а также “Алеко” Рахманинова и “Иоланта” Чайковского – копродукция Мариинки и баден-баденского театра Festspielhaus.
“Жила-была принцесса”
Все ждали Анну Нетребко. И дождались: певица, элегантно сочетающая принадлежность к “фракции гламура” и музыкальное совершенство, предстала перед немецкой публикой в партии Иоланты в одноименной опере Чайковского.
“Жила-была слепая принцесса Иоланта”, – приблизительно такими словами начинается каждая вторая немецкая рецензия на спектакль в Баден-Бадене. Это не случайно: едва ли хоть кто-то из читателей немецких газет знает содержание последней из опер Чайковского.
Несмотря на мелодическую красоту и сказочный сюжет ставят ее крайне редко. Она из причин – в краткости материала: сама по себе одноактная “Иоланта” не тянет на целый оперный вечер. Изначальный замысел Чайковского – исполнять “Иоланту” вместе с “Щелкунчиком” – также сложно реализовать в условиях жанрового сепаратизма балета и оперы. В Мариинском театре нашли относительно элегантный выход, заполнив “первое отделение” такой же одноактной, но безнадежно юношеской оперой Сергея Рахманинова “Алеко”, ставшей его дипломной работой в Московской консерватории.
Последняя опера одного великого композитора и первая другого образуют некий “русский тандем” и дают повод поговорить о преемственности иных национальных традиций, однако уровень мх очень разный.
“Рахманинов знал, почему после своей первой попытки, предпринятой в 19-летнем возрасте, он больше не писал опер”,
– констатирует критик газеты Tagesspiegel.
“Но оркестру Мариинского театра и Валерию Гергиеву удалось донести до публики, что речь идет об игре гения”,
– Süddeutsche Zeitung.
“Она явилась и зажгла”
“А где же Нетребко?” – перешептывались передние ряды, уплатившие по полтысячи евро на двоих за билеты. К их разочарованию звезда так и не появилась в первом отделении, логичным образом сконцентрировавшись на своей партии в опере Чайковского. Но ожидания были вознаграждены.
“Ее волшебное сопрано рассказывает историю расцветающей души. Сияющие звуки, как будто тлеющие изнутри, без труда ложатся на звучание ансамбля и, кажется, долетают до самого горизонта”,
– пишет Tagesspiegel.
О “спетой истории эротического пробуждения” пишет Frankfurter Rundschau.
“В таком виде культ звезд имеет смысл”,
– резюмирует Welt. Постановка Мариуша Трелинского (Mariusz Trelynski) не вызвала ни восторга, ни раздражения, как его же “Мадам Баттерфляй” два года назад. “Умелой” называет работу полького режиссера газета Welt, избыток “эзотерики и оленьих рогов” на сцене констатирует Süddeutsche Zeitung.
Шостакович по Гергиеву
Несмотря на прелести “Иоланты”, для серьезных любителей музыки поводом для поездки в летний Баден-Баден является в этом году не возвращение молодой мамы Анны Нетребко на сцену, а возможность послушать значительную часть шостаковичевского репертуара Валерия Гергиева.
Очевидно, что сочетание дирижерской надрывности Гергиева с тихим отчаянием музыки Шостаковича при удачном стечении обстоятельств может привести к потрясающим результатам. В Баден-Баденской программе – симфонии № 1, 5, 7, 13 и 15, а также Первый скрипичный концерт с Сергеем Хачатряном, новой звездой скрипки, и Первый концерт для фортепиано с оркестром с неизменным спутником Гергиева Денисом Мацуевым в качестве солиста.
Анастасия Рахманова, “Немецкая волна”