Первое выступление каждого сезона Госоркестр уже традиционно посвящает Евгению Светланову – дирижеру, имя которого присвоено коллективу.
На этот раз традицию не нарушили, но внесли в нее новый штрих: два вечера подряд – в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Чайковского – ГАСО исполнял “Реквием” Джузеппе Верди, в первый раз посвятив это сочинение памяти легендарного русского дирижера, второй – памяти Мстислава Ростроповича.
Два “Реквиема” подряд с участием одного и того же состава исполнителей, да еще и в рамках филармонических абонементов (что, по сути, предполагает один и тот же круг слушателей) – явление в столичной концертной практике не слишком привычное. Подобные проекты, предполагающие не одно, а серию представлений, характерны для гастролеров, к каковым Госоркестр не относится.
Впрочем, причины, побудившие главного дирижера оркестра Марка Горенштейна сыграть “Реквием” дважды, понятны. Во-первых, это произведение масштабное, требующее серьезной творческой и организационной работы: без выдающихся вокалистов и мощного, способного справиться со сложнейшей партитурой хора исполнение этого шедевра превращается в растянутую на полтора часа, не слишком увлекательную, большую форму. Проведя такую работу, логично воспользоваться ее результатами в максимально возможном объеме.
Во-вторых, для Марка Горенштейна, не исполнявшего “Реквием” более десяти лет (а с Госоркестром и вовсе ни разу), появление и закрепление этого произведения в репертуаре требовало большего размаха акции, нежели единичный концерт.
В-третьих, двойному Верди было дано и художественно-поэтическое обоснование: Светланов и Ростропович – личности равновеликие, к тому же не раз встречавшиеся на сцене (вместе с Госоркестром) в знаковые моменты истории. Достаточно вспомнить, например, празднования 60-летия Дмитрия Шостаковича, когда Мстислав Леопольдович и Евгений Федорович за пультом ГАСО сыграли премьеру Второго виолончельного концерта юбиляра, или празднование 100-летия со дня рождения того же автора в сентябре прошлого года и исполнение Восьмой симфонии и Первого скрипичного концерта с солирующим Виктором Третьяковым под управлением самого Ростроповича. Поэтому посвятить обоим уже ушедшим из жизни маэстро сей популярный опус представлялось удачной идеей.
Первый вечер в консерватории стал аншлаговым, и начало новому сезону было задано более чем достойное. Готовясь к “Реквиему” – единственному крупному сочинению Верди, написанному не для оперного театра и, по большому счету, лишь формально считающемуся заупокойной мессой (музыка столь насыщенна человеческими чувствами, получившими выражение в красивейших мелодиях, что давно уже стало нормой исполнять “Реквием” не в церквях, а в концертных залах), – Марк Горенштейн поставил перед собой цель очистить партитуру от исполнительских штампов и наслоений и представить сочинение в том виде, в каком его задумывал автор.
“Очистительные процедуры” дирижер, известный своей скрупулезностью и повышенной требовательностью как к себе, так и к своим музыкантам (Горенштейн – один из немногих отечественных маэстро, не жалеющих времени на репетиции и уделяющих процессу оттачивания даже самых мелких деталей самое пристальное внимание), провел со всем тщанием, не оставив на зеркально-прозрачной глади вердиевской партитуры ни одного инородного пятнышка.
Представ перед слушателями в девственно-обнаженном, отмытом до скрипа варианте, “Реквием” будто помолодел, обретя неожиданную свежесть, эмоциональную непосредственность и какую-то обезоруживающую невинность. Что позволило даже самым взыскательным меломанам слушать это произведение без оглядки на авторитеты, будто в первый раз, наслаждаясь не интерпретационными находками, а самой музыкой.
Попенять дирижеру можно было бы на несколько все же чрезмерную строгость в обращении с материалом, отдавая, впрочем, должное тому, что в некоторые моменты она была более чем уместна. Например, в одном из самых ярких драматических хоров, в “Dies Irae”, дирижер ни на секунду не дал себе увлечься бушующими вихрями и сносящими все на своем пути драматическими возгласами.
Он педантично выдержал довольно-таки умеренный темп, что в сочетании с мощнейшим монолитным forte оркестра и хора производило гораздо более глубокое и серьезное (никакого намека на бутафорию) впечатление, нежели буйство театрально-невсамделишного Апокалипсиса. Но та же серьезность и основательность вкупе с чуть более медленным, чем это обычно принято, темпом в “Sanctus” играли скорее против музыки, требовавшей не столько размеренности, сколько радости и светлого ликования.
Однако в целом аккуратность оркестра, давшего возможность выйти на первый план солистам, в данном исполнении можно было считать положительным моментом.
В интервью “Культуре” (№ 38, 27 сентября – 3 октября 2007 года) Марк Горенштейн особо подчеркивал, что в “Реквиеме” все зависит от возможностей хора и певцов. В своем проекте дирижер сделал ставку именно на них, подчинив хору и вокальным партиям оркестр. И не прогадал, пригласив трех солистов Академии молодых певцов Мариинского театра – Сергея Семишкуру (тенор), Алексея Тановицкого (бас), Ирму Гиголашвили (сопрано) и солистку Большого театра Ирину Долженко (меццо-сопрано).
Имеющий в репертуаре не по одной вердиевской партии, каждый из участников этого идеально подобранного квартета блистал и в однородном, стройном ансамбле, и соло. Мощные оперные голоса (особенно покорили публику чистый, ровно звучащий во всех регистрах и невероятно красивый по тембру тенор Сергея Семишкуры и сочный, насыщенный оттенками драматический бас Алексея Тановицкого) не заглушались оркестром даже на fortissimo. А кроме того, опыт певцов, поющих Верди на сцене и в совершенстве владеющих данной музыкальной стилистикой, превращал каждый сольный фрагмент в маленький спектакль, каждый из которых подчеркивал близость “Реквиема” оперным партитурам автора и оттого насыщавшим его дополнительными образами и красками.
Немалую лепту в успех исполнения внес и Московский государственный академический камерный хор (художественный руководитель – Владимир Минин), как всегда безупречно вписавшийся в предложенное дирижером художественное решение и ставший полноправным участником этого музыкального действа.
Столь удачно подобранный состав исполнителей и полученный результат их совместного труда, пожалуй, полностью убеждали в целесообразности двойного исполнения “Реквиема”, а сам концерт стал демонстрацией хорошей готовности коллектива к новому творческому году.
Алена Абраменко, газета “Культура”