Концерт филармонического абонемента «Великие инструментальные концерты» в Концертном зале имени П. И. Чайковского обещал быть выдающимся.
В программе – произведения Феликса Мендельсона для фортепиано и скрипки в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова и солистов – пианиста Бориса Березовского и скрипача Никиты Борисоглебского.
Замечательный пианист Борис Березовский, неоднократно выступавший с оркестром без дирижёра, на этот раз пригласил себе в ансамбль скрипача Никиту Борисоглебского.
Когда я слышу первые такты концерта для скрипки Мендельсона, душа моя переполняется счастьем. Это началось с пластинки, в детстве подаренной мне мамой. Эта любовь – навсегда. Поэтому начало вечера – скрипичный концерт Мендельсона, где солировал Никита Борисоглебский, уже было подарком.
Редкое в творчестве Мендельсона сочинение для скрипки, наполненное волнением и порывами живого чувства, трепетом душевных струн и неистовыми откровениями, звучало лирично и трепетно. Энергия, яркость эмоций и виртуозность первой части продолжались в интимных интонациях второй, чтобы завершиться победными и вдохновенными пассажами заключительной третьей части.
Никита Борисоглебский: “Я искренне наслаждаюсь хорошей музыкой в компании хороших музыкантов”
Взаимопонимание скрипача и оркестра было абсолютным. Казалось, для солиста нет ничего сложного в том, чтобы выступать с оркестром без дирижёра. Светлановский оркестр, подчиняясь деликатным знакам концертмейстера, был на высоте в этом стремительном, требующем точности произведении.
Затем на сцену вышел пианист Борис Березовский: невозмутимый, чуть отстранённый, исполненный достоинства и скрытой энергии. Для поклонников его таланта давно уже нет ничего необычного в исполнении и одновременном, почти неуловимом руководстве оркестром.
Но на этот раз в Первом концерте соль минор для фортепиано с оркестром Мендельсона связь с оркестром была какой-то невероятной. Достаточно было краткого взгляда солиста в сторону концертмейстеров групп скрипок или виолончелей, чтобы взаимопонимание возникало немедленно.
Концертмейстер оркестра Сергей Гиршенко и концертмейстер группы виолончелей Пауль Суссь проявили редкостную чуткость и мастерство.
Наблюдать за выражением лица пианиста было истинным наслаждением: его патрицианский облик то и дело освещала улыбка вдохновения и теплоты. Каждый раз, когда Борис Березовский садится за рояль в концерте без дирижёра, я сначала расстраиваюсь, что невозможно видеть руки музыканта. Но вскоре возможность заглянуть ему в лицо окончательно примиряет меня с ситуацией.
Надо ли говорить, что благородная и слегка отрешённая манера исполнения как нельзя более удачно соответствовали звучавшему концерту Мендельсона? Блистательные пассажи, волнами звуков переливающиеся по клавиатуре, подъёмы интонации и эмоциональные акценты, – для красивой, гармоничной музыки Мендельсона трудно найти лучшего интерпретатора.
Концерт звучал порой лирично и сдержанно, порой – воодушевлённо и откровенно. Ощущалось, как с приближением финала возрастает взаимное слияние виртуозного солиста и оркестра.
Исполненный во втором отделении концерт для скрипки и фортепиано с оркестром продемонстрировал ещё более тонкое взаимодействие солистов друг с другом и с оркестром.
Диалог музыкальных фраз и тем, пассажи, начатые пианистом и подхваченные скрипачом, слияние солирующих инструментов и обволакивающая их ткань оркестрового звучания, волны, переливающиеся по сцене, – этот разговор, казалось, длится бесконечно на радость всем присутствующим – и слушателям, и участникам концерта.
Радость от «Песни без слов», исполненной солистами на бис, завершила вечер, оставив праздничное ощущение в душе каждого.
Наталия Колесова