Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова завершает сезон гастролями в южном регионе России. Последний концерт, в котором прозвучали сочинения разных эпох и стилей: от классики — Чайковского и Бизе — до Сарасате и современных сочинений Гии Канчели, он дал в Сочи.
Оркестров в столице немало, но картину музыкальной жизни формируют не больше пяти из них. Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова всегда входил в их число.
Его даже называют главным оркестром страны. И не случайно — оркестр блистает вот уже более 70 лет, причем не только на родине. В последние годы он с успехом гастролировал во Франции и Голландии, трижды был в Германии, дважды — в Великобритании, проехал по многим городам США и собирается в Швейцарию.
Завершившийся 72-й сезон также был насыщен событиями. Оркестр сыграл 73 концерта, а cезон прошел под знаком фестиваля памяти Светланова — в нынешнем году ему исполнилось бы 80 лет.
Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова, который Светланов возглавлял в течение 35 лет, по праву стал одним из главных участников этого фестиваля.
Уже семь сезонов оркестром руководит дирижер Марк Горенштейн, продолжающий линию творчества Светланова, которая связана с эталонным исполнением русской классики. Дирижеру великолепно удаются произведения Чайковского и Рахманинова, чью Вторую симфонию и “Симфонические танцы” Горенштейн будто бы унаследовал от Светланова как фирменные знаки его оркестра.
Это подтвердили и гастроли коллектива в Германии — стране великой музыкальной культуры, где исполнять русскую классику — особая ответственность. Но все концерты оркестра прошли, если верить немецкой музыкальной критике, просто блестяще. Оркестр не боится экспериментов.
В нынешнем сезоне оркестранты сыграли с одним из самых выдающихся музыкантов нашего времени — пианистом и писателем Валерием Афанасьевым. Они предложили московским слушателям уникальную, доселе неслыханную трактовку Четвертого концерта Бетховена.
Горенштейн стремится поддержать и талантливую молодежь: в этом сезоне с оркестром играли молодые звезды — пианист Андрей Коробейников, скрипачка Алена Баева, виолончелист Александр Бузлов.
Госоркестр первым из больших российских коллективов выступил на сцене нового концертного зала Мариинского театра. Коллектив занимается просветительской деятельностью, радуя своими выступлениями провинциальных слушателей.
К примеру, в программу гастролей в Кургане вошли не только три концерта, но и мастер-классы ведущих солистов. Побывали музыканты и в Белоруссии, и в Прибалтике, где выступили с солистами экстра-класса — пианистом Денисом Мацуевым, скрипачом Виктором Третьяковым, виолончелистом Александром Князевым.
Оркестр не перестает удивлять и своих столичных поклонников: в этом сезоне Марк Горенштейн исполнял музыку к балетам “Спящая красавица” Чайковского и даже “Коппелии” Делиба, окончательно развеяв мнение о том, что без танца она не живет. И поразил публику оригинальной версией “Евгения Онегина”, приуроченной ко дню рождения Пушкина: оркестр сидел не в оркестровой яме, а на сцене Концертного зала имени Чайковского, а солисты стояли перед ним, создавая необычное акустическое впечатление.
В планах руководителя оркестра на следующий сезон, которыми поделился с корреспондентом “Газеты” Марк Горненштейн, — подготовка творческих вечеров наших композиторов-современников, таких разных Андрея Эшпая и Алексея Рыбникова, и исполнение Девятой симфонии Малера, приуроченное к юбилею композитора, и Седьмой Шостаковича — ко Дню Победы. Все билеты на абонементные концерты оркестра на следующий сезон уже распроданы.
Татьяна Морозова, “Газета”